19 июня 2021 11:18

“Все нормальные пьесы куда-то провалились”

Голод драматургии, премия “Золотая маска” и правила выбора хорошего спектакля

Завтра в Москве состоится вручение престижной театральной премии «Золотая маска». Накануне торжественной церемонии наш корреспондент Анна Булаева беседует о перспективах театрального искусства с мэтром сцены режиссёром Андреем Житинкиным.  

Спектакль «8 женщин» (Театр-Театр, Пермь), номинирован на премию «Золотая маска» в категории «Музыка»
Сцена из спектакля «Вишнёвый сад», Малый драматический театр – Театр Европы (Санкт-Петербург), номинация «Драма»
Сцена из спектакля «Крейцерова соната», Театр «Глобус» (Новосибирск), номинация «Драма»
Спектакль «Машина» (Гоголь-центр, Москва), номинация «Музыка»
«Три сестры», Театр им. Ленсовета (Санкт-Петербург), номинация «Драма»
– Андрей Альбертович, в каком состоянии сейчас находится отечественная театральная культура?
– У нас произошёл некий раскол. Часть интеллигенции принимает контроль государства над театром, часть – нет. Естественно, Министерство культуры, как главный заказчик, вправе требовать определённого результата. Свободные художники против этого.
История с постановкой «Тангейзера» в Новосибирске расколола театральный мир, и мне это не нравится. Нам даже сложно начать репетицию, потому что актёры обсуждают эти новости. Но всем тревожно, опасаются, как бы не вернулась цензура из советских времён. Тогда спектакли сдавались по многу раз, какие-то хорошие спектакли закрывались. Некоторые театры занимались просто коммерческим репертуаром – ставили комедии, водевили, мелодрамы. Но всё-таки театр отвечает на вопросы современности, должен задевать болевые точки. Вот это меня волнует.
Вместе с тем у меня очень оптимистичное ощущение от современного театра, потому что у нас залы все полные. Люди сейчас с удовольствием идут в театр.

– В этом году спектакли, номинированные на «Золотую маску», будут транслироваться в кинотеатрах. Как вы относитесь к такому методу продвижения театра?
– Я только «за». Но важно, какие именно спектакли транслируются. Потому что «Золотая маска» – очень неравноценный фестиваль. Есть работы замечательные, а есть спорные. Прямая трансляция премьер Большого театра – это замечательно, формируется ощущение, что культура не имеет барьеров. А вот в «Маске» решает всё экспертный совет, а это уже субъективный взгляд. Я, например, считаю, что премьеры ведущих московских академических театров нужно обязательно показывать и в кинотеатрах, и в интернет-трансляции, потому что люди в провинции их не могут посмотреть.

– Сейчас и государство, и спонсоры поддерживают театры, но выяснилось, что оригинальных идей и тем для современных постановок очень мало. С чем это может быть связано?
– Это невероятный голод драматургии. Я сам обращаюсь к сценическим адаптациям романов и повестей или делаю по мотивам какой-то пьесы свою версию. У меня сейчас выходит новый спектакль «Роковое увлечение», и это, безусловно, по мотивам «Сансет бульвара». Знаменитая история, но перенесённая в сегодняшний день и нами заново написанная.
Это происходит потому, что все нормальные пьесы куда-то провалились и остались только тексты.

– Можете назвать самые яркие и запоминающиеся премьеры за последний год?
– Как правило, самые яркие постановки привозят западные режиссёры. И я счастлив, что существует фестиваль имени Чехова, потому что в Москву привозят замечательные спектакли выдающихся западных режиссёров. Если раньше мы знали только Петера Штайна, то сейчас мы знаем и Роберта Уилсона, это потрясающий американский режиссёр. Он одновременно и сценограф. «Последняя лента Крэппа», которую он привозил, где он сам играл, поставил свет, сделал сценографию, это замечательно. Роберт Лепаж, канадец, стал просто любимцем Москвы. Он привозит очень странные спектакли, иногда придуманные от начала до конца.

– Как, по-вашему, на что должен ориентироваться зритель при выборе спектакля?
– Я бы посоветовал всё-таки выбирать в такой последовательности: качество литературы, фамилия режиссёра, а потом уже актёры. Потому что иногда бывает, что актёр популярный из-за денег попадает в проекты, за которые ему бывает ночью один на один с подушкой стыдно. Упрекнуть в этом его тоже нельзя, потому что уходит возраст, здоровье. Но зрители порой обжигаются, попадаясь на имя.

Полностью интервью читайте на сайте Gudok.ru
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30