21 июня 2021 15:46

“Задача церкви – это соединение человека и Бога”

Окончание. Начало см. на 2-й полосе


– Как вы относитесь к тому, что многие люди, отмечая Пасху, не совсем осознают смысл праздника? Не кажется ли вам, что Русская православная церковь ещё недостаточно рассказывает об истинном значении праздника Пасхи?
– Что-то люди знают. Лучше не до конца осознавать смысл Пасхи и отмечать христианский праздник, чем, не понимая содержания, праздновать хеллоуин и День святого Валентина. «Церковь рассказывает или информирует» – это не совсем корректная постановка вопроса даже с точки зрения русского языка. Церковь состоит из священнослужителей, монахов и просто народа Божия. Если какая-то бабушка рассказывает о Пасхе своему внуку, то это и подразумевается, что «Церковь говорит». По телевидению всю Страстную неделю показывают передачи о предстоящем событии. Схождение Благодатного огня транслируется примерно в два часа дня в субботу, и довольно обширно комментируется сама Пасха. Если у человека есть желание узнать что-то о празднике, в любой церковной лавке вы встретите огромное количество книг на эту тему.

– Вы лично верите, что религия может стать основой для объединения современного общества?
– Религия может стать основой для объединения значительной части этого общества. Я не думаю, что у нас возможно какое-то тотальное объединение на основе религии. Времена, когда Церковь и общество совпадали, ушли в безвозвратное прошлое. В общем, это даже хорошо. Когда Церковь или религию рассматривают с какой-то утилитарной точки зрения, с точки зрения нравственности, это полезно, но на самом деле задача Церкви и религии – это соединение человека и Бога. Все остальные цели являются либо второстепенными, либо вообще не целями. Соединение конкретного человека с Богом – вот основная задача религии, и она исполняется только в церковной общине. «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», – говорится в Евангелии от Матфея (Мф.18:20). Как говорит апостол Павел, «ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» (1Кор. 9:16). Церковь поэтому и стремится, чтобы новые члены к ней присоединялись. Сейчас и общество осознаёт, что есть свобода вероисповедания. Это ключевое право человека, поэтому никто не должен принуждать верить другого.

– Как быть с тем, что большинство наших современников на практике не могут следовать заветам и правилам религии. Получается, что современный человек, живущий «в миру», способен прийти в церковь только каяться. Есть ли по-настоящему действенные советы, как соблюдать все требования и обряды обычному человеку?
– Я не считаю это проблемой. Даже «в миру» можно быть церковным человеком. Вопрос сводится только лишь к намерению и решимости соблюдать заветы и правила религии. Я понимаю, что если ты работаешь в абортарии, тебе хочется быть киллером или проституткой, то твоя профессия входит в глубинное противоречие с христианством и Церковью. Это факт. Если же ты обычный человек, живущий простой жизнью, то здесь, кроме решимости, ничего не нужно. Ничто не заставляет человека блудить, то есть жить вне брака, ничто не заставляет его разводиться и жить без семьи, а также воровать, убивать, грабить. Человеку ничто не может помешать ходить в храм и соблюдать церковные праздники.

– Есть несколько версий учёных, объясняющих чудо Благодатного огня: кто-то говорит, что это результат химической реакции или в храме есть скрытая линза, фокусирующая свет. Как вы относитесь к попыткам объяснить Божественную волю с точки зрения науки?
– Я не видел серьёзных учёных, занимающихся этой проблемой. Для них это просто неинтересно. А попытка какого-нибудь очередного доктора или кандидата околовсяческих наук на эту тему что-то сказать, мягко говоря, несолидна. Если человек не хочет или не может верить, это его проблема. Бывает иногда так, что верующий может исцелиться от иконы, а какой-нибудь учёный может исследовать такое исцеление, проверяя, действительно ли это чудо или просто психологический эффект. Иногда чудеса действительно объясняются какими-то естественными причинами. Если люди пытаются говорить о подлоге и мистификации – это одно, а когда выясняют причину возникновения Благодатного огня, находясь в русле общецерковных представлений, – это вполне корректно. Я вообще в прошлом учёный. Я оканчивал МИФИ. Наука состоит из теории и эксперимента. Здесь, вообще-то, научные методы неприемлемы, даже если мы поставим скрытую камеру и посмотрим, как там происходит. Это будет не наука, а наблюдение. Как наука может взаимодействовать с Церковью? Известен опыт, когда учёным разрешили взять частичку Туринской плащаницы для того, чтобы они методами радиоуглеродного анализа датировали эту реликвию. Вот научный подход даже к церковным чудесам. Давно нужно понять, что никакой конфронтации между наукой и религией нет, потому что они говорят о разных вещах на разных языках. Не может существовать конфронтации между музыкой и живописью. Это просто разные сферы человеческой жизни, культурной и духовной. Они входят в противоречие только тогда, когда начинают заниматься не своим делом. В общем, не вопрос религии рассуждать о том, вращается Земля вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли. В средневековой Церкви занимались этим только лишь потому, что никто другой этим не занимался. Когда наука занялась этими вопросами, то, конечно же, возникла временная конфронтация. Но это в далёком прошлом.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30