23 апреля 2021 01:47

Будущее за универсалами

Компании нужны машинисты с правами управления на тепловозы и электровозы

На Октябрьской дороге началась подготовка универсальных локомотивных бригад.
«Потребность в машинистах и помощниках, способных управлять тепловозами и электровозами, возникла в связи с необходимостью более эффективно регулировать рабочее время и время отдыха локомотивных бригад, – рассказал «Гудку» заместитель начальника Октябрьской дирекции тяги по кадрам и социальным вопросам Александр Кузьмин. – Локомотивщики, умеющие работать сразу на двух видах тяги, помогут уйти как от сверхурочных часов работы, так и от недоработок».

Объём тонно-километровой работы в тепловозном и электровозном движении постоянно меняется в зависимости от изменения грузопотоков, от падения или роста перевозок на том или ином направлении, от проведения ремонтных «окон», от сезона и даже прихоти погоды. К примеру, на снегоборьбу обычно выделяются тепловозные бригады. Однако этой зимой на ОЖД снега практически не было, и тепловозников – имей они вторые права – можно было бы использовать на электровозах.

Сегодня в штате Октябрьской дирекции тяги 20% всех машинистов и 14% помощников имеют двойные свидетельства, полученные при переходе с одного вида тяги на другой. Однако их количества недостаточно. «На магистрали несколько эксплуатационных локомотивных депо, работающих с разными видами тяги, например Волховстрой, Санкт-Петербург-Финляндский, Санкт-Петербург-Варшавский, и именно для них мы начинаем готовить универсальные бригады, – отметил Александр Кузьмин. – А в связи с открытием порта Усть-Луга ведётся электрификация направления Гатчина – Лужская, и для обеспечения грузовых перевозок электротягой без увеличения штата планируется переобучить 45 машинистов тепловоза, работающих в Санкт-Петербург-Варшавском депо».

Переподготовка осложняется тем, что машинист тепловоза, никогда не работавший в другом виде тяги, должен сначала получить свидетельство помощника машиниста электровоза и лишь затем обучаться на машиниста. Вместе с обкаткой цикл переквалификации составляет четыре года и два месяца. Между тем программа подготовки машинистов-универсалов с нуля рассчитана на три года и семь месяцев. Так что обучать бригады сразу на два вида тяги компании выгоднее, нежели потом доучивать уже готовых тепловозников или электровозников. На ОЖД решили пойти преимущественно этим путём: здесь намерены подготовить до конца года 283 помощника машиниста с двумя правами, после чего начнётся их обучение на машинистов-универсалов.

На Октябрьской подчёркивают, что идея подготовки универсалов была активно поддержана бригадами. Ведь, скажем, помощник машиниста за универсальность получает надбавку к тарифной ставке. И вообще на локомотивщика-универсала на сети всегда большой спрос, и в случае снижения объёмов работы возможное сокращение штата коснётся его в последнюю очередь. «Потребность в универсалах есть всегда, особенно на тех направлениях, где периодически изменяются размеры движения, – подтвердил начальник отдела организации работы локомотивных бригад Северной дирекции тяги Андрей Тихомиров. – Возьмём депо Малошуйка. Если на электровозном ходу, который оно обслуживает, увеличивается грузопоток, то мы должны перевести часть бригад из хозяйственного движения в грузовое – пересадить их с тепловозов на электровозы. Вот тут-то и возникает спрос на универсалов. Они дают возможность быстрого кадрового маневра – не нужно переучивать бригады на другой вид тяги или искать их в другом месте».

Практика командировок из других депо, по его словам, не всегда эффективна: на подбор людей, их передислокацию, обкатку на новом для них участке нужно время. Бывает так, что переброшенные бригады наконец-то готовы приступить к работе, а поездопоток уже снова изменился, и их приходится отправлять обратно. «Так что универсалов хорошо бы готовить заранее, – резюмировал Андрей Тихомиров. – Особенно востребованы они в электровозных депо, где работают и тепловозники, занятые в подсобно-вспомогательной деятельности (маневровая работа, хозяйственная, управление снегоуборочной техникой). Таковы на СЖД, кроме Малошуйки, депо Ярославль-Главный, Лоста, Буй, Шарья, Обозерская, Няндома».

Впрочем, решение готовить универсалов принято далеко не везде. Те же северяне, например, пока не пошли на эту меру. «Обучение машинистов сразу на два вида тяги у нас сейчас не практикуется, – сообщила начальник отдела управления персоналом Северной дирекции тяги Оксана Диева. – Возможно, начнём готовить универсалов в следующем году, если будет такая необходимость. Сейчас на дороге работают машинисты и помощники, последовательно обучившиеся управлять тепловозом и электровозом, но их немного».

В Дирекции тяги – филиале ОАО «РЖД» «Гудку» пояснили, что программа подготовки машинистов сразу на два вида тяги универсальна для всей сети. Но это лишь примерная схема, которая конкретизируется в региональных учебных центрах, исходя из местных условий и потребностей. «Нужно стремиться, чтобы все машинисты и помощники были универсалами, – резюмировала ведущий инженер по подготовке кадров отдела развития и управления персоналом дирекции Елена Гладких. – Правда, в некоторых депо, а то и дирекциях (например, в Калининградской) есть только тепловозное движение. Зачем тратить время и деньги на обучение тепловозников управлению электровозом? Хотя в будущем мы придём к тому, что будем всех учить сразу на два вида тяги по единой программе. Такой профессионал при необходимости сможет без труда перейти работать на любой участок сети».

Игнат Вьюгин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30