29 ноября 2021 18:02

Счастье любить своё дело

Более 60 лет Аким Алексеевич Поликарпов трудится в железнодорожной отрасли

Свой 85-летний юбилей Аким Алексеевич встречает на службе. Сегодня он – первый заместитель председателя Совета ветеранов ОАО «РЖД». Его биография вместила всё: войну, немецкую оккупацию и радость Великой Победы.
Есть в его облике одна особенность – одновременно строгое и доброе выражение лица. Таков и характер: дело привык делать на совесть, со всей серьёзностью, но и не забывать о том, что главное в любом коллективе – это здоровая атмосфера.

Так воспитывали его родители, да и сама жизнь. Он родился шестым ребёнком в семье, а после него появились на свет ещё трое младших. Жили в небольшой деревне Львово в Тульской области. Как водится в большой семье, дети работали в поле и на скотном дворе наравне со взрослыми. Все понимали – родителям нужно помогать. Отец каждый день добирался в депо за 30 км, в город Донской, и возвращался очень усталым. Он был машинистом паровоза.
– Я помню, приносил ему обед, – рассказывает Аким Алексеевич, – забирался в кабину паровоза и всё рассматривал. Мне было лет 12–13, в этом возрасте мальчишкам всё интересно, а тут такая огромная машина! Отец показывал, что к чему там. Один раз говорит: «А вот тут у нас хлеб». Я удивился: «Хлеб? Это же отсек для угля…», а он смеётся: «А для паровоза уголь и есть хлеб!»

Отец для детей был примером. Их восхищало то, как любит он свою работу. Как относится к своему паровозу, словно к живому – к своему товарищу. Когда машину отправляли на ремонт, он мог не выходить на работу, но ехал в мастерские, чтобы быть рядом с паровозом. Смотрел, как ремонтируют и не может ли сам чем-то помочь, чтобы всё было сделано лучшим образом.

В 1939 году всей семьёй они переехали в город Донской, чтобы отцу быть ближе к работе, а дети могли учиться. Родители мечтали, чтобы все получили образование. Их мать была безграмотной, но ей всегда хотелось учиться, и она, уже будучи взрослой, самостоятельно освоила грамоту, стала много читать.

Эти времена Аким Алексеевич вспоминает как очень светлые. Хоть и жили небогато, а были счастливы – дружили, учились, не голодали. Но вскоре всё изменилось – началась война. А в семью пришло и ещё одно горе – отец на работе лишился левой руки. В тот день он больше суток не сходил с паровоза, нужно было выполнять задания для фронта. На очередном подъёме локомотив стал буксовать и остановился, машинист вышел прочистить трубу песочницы. И в этот момент состав сдвинулся, и руку ему зажало дышлом паровоза. Потом её пришлось ампутировать, и работать машинистом отец уже не смог.

В годы войны братья ушли на фронт, и Аким оказался главным помощником в семье, ему пришлось прервать учёбу. Они вернулись в родную деревню. Пожитки погрузили на две подводы, на них же и села вся семья. А ему предстояло пройти этот путь пешком – по полосе отвода вдоль железнодорожных путей вёл корову, единственную кормилицу. Думали, будут подальше от немцев, но вскоре оказались в оккупации. «Под немцами» Львово было четыре месяца. Но им они показались целой вечностью – давили страх, голод, беда. Фашисты расстреляли нескольких односельчан...

А потом деревню освободили советские войска.
– Вначале появились наши разведчики, – вспоминает Аким Алексеевич, – расспрашивали меня, потом пришли наши солдаты и попросили показать им дорогу на Кудашево. Я знал эти места хорошо и провёл их до села. Они мне на обратную дорогу лошадь дали, и она осталась работать у нас в колхозе.

Он снова вернулся к учёбе. И уже знал, кем хочет стать – железнодорожником. В 1947 году Аким поступил в Московский транспортно-экономический институт на специальность «статистика транспорта».

После окончания получил распределение на Сталинградскую (Приволжскую) железную дорогу. Там он проработал больше десяти лет, поднявшись по карьерной лестнице до начальника отдела статистического учёта и отчётности Приволжской магистрали.

С собой он привёз в Саратов молодую жену Галину. Они мечтали быть вместе всю жизнь, и мечта сбылась. Недавно Поликарповы отметили 60-летие совместной жизни!

Уже на первых своих должностях Аким Алексеевич показал способность мыслить масштабно и смотреть вперёд. Придя простым плановиком на автобазу, он увидел такую картину: объём работы та выполняет большой, но с планом не справляется, поэтому люди не получают премию. Он изучил отчётность и заметил – все задания на короткие дистанции и доставку лёгких грузов выполняются, а вот с дальними и тяжеловесными перевозками всё обстоит гораздо хуже. Выполнив расчёты, он пошёл с ними к начальнику. И предложил: если в первую очередь браться за более трудные заявки, то план будет выполнен быстрее и ресурсов хватит на более лёгкие задачи. Руководство восприняло его идею с интересом, и уже через месяц автобаза выполнила план.

На любой своей должности он искал такие «точки преобразований». Умных людей ценили в отрасли. И в 1966 году его назначили заместителем начальника Управления статистического учёта и отчётности МПС. Здесь пригодились и его знания, и характер.
– Это были годы расцвета инженерной мысли, – говорит Аким Поликарпов. – На пороге уже была компьютеризация. А я когда пришёл в статистику, все ещё деревянными счётами пользовались. Поэтому мы поставили цель усовершенствовать методологию учёта и внедрить механизированную систему обработки информации. Кстати, МПС и Госбанк это сделали первыми в стране. А потом пошли дальше…

По инициативе Поликарпова начался переход на физический учёт вагонов. Раньше за единицу учёта брали двухосный вагон. Но их на сети оставалось уже меньше 15% от всего парка, и пересчитывать в этой единице учёта остальные вагоны было титаническим трудом для сотен работников. А главное – грозила опасность ошибиться в расчёте длины составов, ведь вагоны с разным числом осей имеют и разную длину. Но с введением единой системы нумерации подвижного состава все их можно было учесть как физические единицы. А потом процесс учёта автоматизировали. И специалисты, которые раньше тратили уйму времени на рутинную работу, могли теперь заняться аналитикой.

С тех пор отчёты, которые подавались управлением министру и другим руководителям отрасли, сопровождались анализом обстановки на сети по всем главным параметрам – объёмам погрузки, грузо- и пассажирообороту, количеству использованных ресурсов. Следующим шагом стала разработка методологии поиска производственных резервов, экономии топливно-энергетических ресурсов. Эти идеи получили сегодня широкое распространение на сети дорог в рамках программы бережливого производства.
– Статистика под руководством Поликарпова оживала, – говорит бывший первый заместитель министра путей сообщения РФ Эдуард Поддавашкин. – Он стремился превратить отчёты в живой инструмент управления отраслью. Чтобы руководители, беря отчёт, видели реальную и полную картину работы сети железных дорог.

Много лет Аким Алексеевич преподавал в МИИТе и ВЗИИТе. Выпустил девять учебников для вузов и техникумов. Был награждён орденом Трудового Красного Знамени, знаком «Почётному железнодорожнику», а медалей у него столько, что на пиджаке, пожалуй, и не уместятся. Но самая главная награда, считает он, это дети, внуки и правнуки. Настоящая железнодорожная династия. Дочь Акима Алексеевича Елена Кунаева возглавляет Центр фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД». Внук, названный в честь него, работает в управлении Московской железной дороги.
– Радует, что они относятся к работе с полной отдачей, честно, – говорит Аким Алексеевич. – Этим и горжусь.

Он брал пример со своего отца и сам смог стать примером для своих детей, коллег, учеников. И сегодня не мыслит себя без любимой работы. Каждый день приходит в главное здание РЖД, доходит до кабинета Совета ветеранов и ощущает себя частью того огромного механизма, который зовётся главным транспортом страны.
– Аким Алексеевич – человек принципиальный и очень справедливый, – говорит Николай Гром, председатель Центрального совета ветеранов ОАО «РЖД». – Несмотря на возраст, он самый активный, самый первый мой помощник. Забот у него много – это совершенствование и структуры нашей организации, и системы финансирования социальных льгот для ветеранов. Сегодня финансирование осуществляется по двум схемам – через договор организаций с фондом «Почёт» и через управления дорог. Мы считаем, что должна быть единая схема, удобная и прозрачная. Аким Алексеевич – очень уважаемый человек, уважают за его дела, за 60 лет служения железнодорожной отрасли.

А сам юбиляр нам признался: это большое счастье – любить своё дело и быть ему нужным.

Наталья Цыплева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31