23 сентября 2019 10:12

Кочегар, лётчик, герой

Несколько лет назад жители бурятского города Бабушкина, который до 1941 года назывался Мысовск, на личные средства установили мемориальную доску на здании школы, где учился Герой Советского Союза, кавалер двух орденов Ленина и ордена Боевого Красного Знамени старший лейтенант Борис Быстрых. Сейчас его земляки по инициативе работников Бабушкинского музея во главе с Мариной Мелешевич собирают деньги на памятник бывшему кочегару паровоза со станции Мысовая, ставшему боевым лётчиком, и надеются открыть монумент в следующем году, к столетнему юбилею героя, погибшего молодым.
Будущий герой родился 28 марта 1916 года в большой семье железнодорожника Степана Быстрых со станции Мысовой, за путями которой бьётся о берег Байкал. Через десять лет отца не стало, семью, в которой было семеро детей, тянула на себе мать.

Борис, как и многие сверстники, собирал ягоды, ловил рыбу, продавал дары природы пассажирам проезжающих поездов. Несколько летних сезонов проработал пастухом, чтобы было на что купить к школе одежду и обувь. В свободное время любил кататься на паровозах со знакомыми локомотивщиками, донимал их вопросами – как управлять такой махиной. Никто и не удивился, когда, окончив мысовскую семилетку, Борис уехал на соседнюю станцию Слюдянка учиться на помощника машиниста, а затем стал работать кочегаром.

Все жизненные планы изменила война. Недавний сибирский железнодорожник Борис Быстрых отучился в Балашовской военной авиационной школе в Саратовской области и сел за штурвал пикирующего бомбардировщика Пе-2.
«Уже имею 43 боевых вылета, – писал домой Борис через несколько месяцев после начала войны. – Около шести раз крепко порешетили машину. Но без этого никак нельзя – война. А вот в последний раз долбанули крепко. Четыре истребителя напали, изрешетили всю машину. Упал прямо в болото неподалёку от немцев и до своей части пришлось идти пять суток. Ещё пара дней – и опять в бой. Я вам уже сообщал, что правительство наградило меня орденом Боевого Красного Знамени».

2 марта 1942 года Быстрых получил задание разрушить линию связи на железнодорожной линии Сумы – Белополье. На бреющем полёте разбомбил эшелон с фашистами и оборвал три пролёта проводов. На обратном пути Бориса атаковали шесть немецких истребителей. «Они окружили меня и предлагали сдаться, – сообщал близким в письме от 6 марта Борис. – Штурман и стрелок-радист одного отправили на тот свет. Тогда они все открыли огонь по мне. И всё же, дураки, упустили. Правда, самолёту требуется ремонт». На базе механики насчитали на самолёте Бориса несколько сотен пулевых пробоин.

13 июля того же года Быстрых со своим экипажем обнаружил неприятельский аэродром со 130 самолётами. Не обращая внимания на плотный заградительный огонь зениток и истребителей, он сумел сфотографировать стратегический объект и передать данные в штаб. 8 августа очередная удачная разведка – к югу от Калача нашёл около сотни вражеских самолётов. К 1 сентября 1942-го командир звена 99-го бомбардировочного полка 270-й авиадивизии 8-й воздушной армии Сталинградского фронта старший лейтенант Борис Быстрых совершил 168 боевых вылетов, каждый из которых мог стать последним.

«Могу вас порадовать, что ваш сын и брат – Герой Советского Союза. Так что можете сами судить, что ваш сын и брат, бывший пастух на всю деревню, теперь большой человек, и как приятно носить два ордена Ленина и орден Боевого Красного Знамени. Но ещё приятнее, когда бомбы разносят в куски всю эту сволочь. Сейчас, как никогда, буду бить и бить гадов, пока вся наша земля не будет очищена от них», – делился переменами в своей жизни Борис Быстрых 10 декабря 1942 года.

«Когда прозвучит последний выстрел, как сигнал окончательной победы, первое моё желание – отправиться туда, где десять лет назад я проводил своё детство, – делился он планами в письме домой, написанном в конце мая 1943-го. – Вот уж тогда погуляем, отпразднуем свадьбу, так как, по моему мнению, уже пора жениться».

Через неделю после этого письма, 3 июня 1943 года, бомбардировщик 27-летнего Героя Советского Союза Бориса Быстрых был сбит на Брянщине. Как свидетельствуют документы, в этот день он получил задание сбросить бомбы на врагов, окруживших группу партизан в брянских лесах. Требовалась особая точность, чтобы не попасть в своих. На подходе к месту бомбометания немецкие зенитки несколько раз попали в самолёт Быстрых. Возможно, если бы лётчик сбросил бомбы куда попало, мог бы спастись, но Борис продолжил выполнение боевой задачи…

В полку его экипаж ждали долго – не раз бывало, что сбитые лётчики возвращались спустя несколько дней. Но прошёл почти месяц, когда на аэродром вернулся только стрелок-радист Павел Шевель. Он рассказал, что командира смертельно ранило ещё в воздухе, но Борис сумел посадить самолёт. Подоспевшие к месту падения Пе-2 немцы увидели на груди пилота Золотую Звезду Героя, поговорили меж собой, потом вырыли могилу, предали тело земле и дали оружейный залп.

Позднее партизаны перезахоронили Бориса Быстрых. Его прах потревожили ещё раз уже в июле 1975 года, когда переносили останки героя в братскую могилу у села Ревны Навлинского района Брянской области.

Сергей Кез,
соб. корр. «Гудка»
Иркутск



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28  

Выбор редакции

Летний призыв