23 сентября 2019 09:48

Антикризисный алгоритм

Отечественной экономике прописали сокращение расходов и концентрацию на завершении важнейших инвестпроектов

С помощью принятой правительством антикризисной программы будет очень сложно удержать экономику страны от падения. Серьёзные проблемы в ней копились весь предыдущий год, а сейчас они могут лишь усилиться. Об этом предупреждают последние значения КаргоИндекса.
В конце января правительство утвердило антикризисный план. Его основные положения сводятся к снижению бюджетных расходов на 10% (кроме оборонных, социальных, обслуживания внешнего долга и поддержки сельского хозяйства), замораживанию новых инвестпроектов и усилиям по завершению начатых. Кроме того, была одобрена масштабная финансовая поддержка банковской сферы. В то же время, как отмечает старший научный сотрудник Института Е.Т. Гайдара Сергей Жаворонков, большинство предложений о поддержке малого бизнеса и снижении административных барьеров было отложено или передано на региональный уровень. Впрочем, свои окончательные формы план, по мнению Сергея Жаворонкова, примет в марте вместе с утверждением скорректированного бюджета на 2015 год.

В правительстве уже подсчитали эффект от реализации антикризисных мер. По оценке Минэкономразвития, если план удастся претворить в жизнь, падение ВВП составит порядка 3%, если нет – снижение будет на 0,9 п.п. больше.

Впрочем, даже самая оптимистичная цифра куда скромнее, чем результат минувшего года. По первой оценке Росстата, в 2014-м ВВП увеличился на 0,6%. Годом ранее прибавка составляла 1,3%. По мнению Ольги Изрядновой из Института Е.Т. Гайдара, замедление темпа развития отечественной экономики обусловлено низким внутренним спросом. Так, оборот розничной торговли увеличился только на 2,5% против 3,9% в предыдущем. В то же время объём инвестиций в основной капитал в минувшем году упал на 2,5%. И это при том, что сравнение велось с не самыми высокими результатами 2013-го (минус 0,2%).

Не случайно серьёзное падение зафиксировано в стройкомплексе. Объём выполненных работ по итогам года сократился на 4,5%. И это при том, что 2013  год был закрыт с минимальной прибавкой в 0,1%.

Темп роста производства сельхозпродукции также замедлился, с 5,8% в 2013 году до 3,7% в минувшем. Причём произошло это, несмотря на куда более высокий урожай зерна (на 12,4%).

Главной позитивной тенденцией минувшего года стало ускорение темпа роста промышленного производства с 0,4% до 1,7%. Вверх показатель вытянули главным образом обрабатывающие отрасли (увеличение темпа с 0,5% до 2,1%). А в их составе главенствующая роль принадлежит оборонно-промышленному комплексу. Однако уже в январе ожидается ухудшение результатов. По оценке Росстата, в первом месяце объём промпроизводства увеличился на 0,9%. По консенсус-прогнозу «Интерфакса», ожидалось падение на 0,2%. То есть сложно предсказуемые колебания индикатора, которые были характерны для него в 2014-м, имеют все шансы повториться и в этом году.

Аналогичные тенденции уже обозначились и в сфере перевозок железнодорожным транспортом. В январе объём погрузки на сети увеличился в годовом сопоставлении на 0,3%. В декабре было отмечено снижение на 0,1%.

Однако на динамику КаргоИндекса такое изменение не оказало серьёзного влияния. Абсолютное значение индикатора во многом под влиянием сезонного и календарного факторов снизилось в сравнении с декабрем на 6,9 п.п., до 102,5%. В годовом сопоставлении в январе показатель сократился на 2% против роста на 0,7% в предыдущем месяце.

Причиной обозначившегося противоречия стало то, что из входящих в состав транспортного показателя грузов наибольшее падение показали имеющие самое весомое значение для реального сектора экономики. Ещё по ряду грузов, связанных с ключевыми отраслями, прибавка минимальна.

Лидером же роста стало зерно – прибавка составила 60,9%. Это напрямую связано с увеличением экспорта. По данным Минсельхоза, в январе за границу поставлено 1,7 млн тонн, что значительно выше ожиданий правительства. Ранее вице-премьер Аркадий Дворкович допускал, что показатель составит 1 млн тонн. Наиболее вероятная причина расхождения факта и ожидания в том, что экспортёры старались отправить за рубеж как можно больше зерна в преддверии введения с 1 февраля вывозной пошлины на пшеницу.

Заметно возросла в январе погрузка чёрных и цветных металлов (на 13% и 11,2% соответственно). Во многом этот результат обусловлен спросом на продукцию со стороны отечественных производителей труб и других готовых изделий. При этом благодаря значительному девальвационному эффекту вернули себе привлекательность и поставки на экспорт. Причём темп роста таких перевозок железнодорожным транспортом даже выше, чем на внутренний рынок: прибавка в январе в годовом сопоставлении составила 13,9% и 12,2% соответственно.

В плюсе в январе были лесные грузы (плюс 7,3%). И здесь свою роль также сыграло резкое ослабление курса рубля. Причём речь не идёт о реальном повышении конкурентоспособности отечественных производителей. По мнению начальника Управления лесопромышленного комплекса Минприроды Архангельской области Галины Даниловой, в текущей экономической ситуации «даже предприятия, попавшие под процедуры банкротства, могут стабилизировать своё положение». Но не стоит забывать, что основа лесного экспорта России – необработанное сырьё.

Возросла в январе по сравнению с тем же периодом 2014-го и погрузка угля – на 3,6%. Это логично, так как его добыча, по данным Минэнерго, увеличилась в первом месяце года ещё больше, на 9%, до 31,1 млн тонн.

Небольшая прибавка зафиксирована по нефтяным грузам (0,5%). По данным Минэнерго, объём добычи «чёрного золота» в первом месяце года увеличился на 0,4%, до 45,1 млн тонн. В то же время объём поставок сырья на НПЗ возрос сразу на 3,3% и составил фактически 24 млн тонн.

В минусе (на 0,7%) в январе оказалась погрузка удобрений. Это стало следствием ноябрьской аварии на принадлежащем «Уралкалию» руднике «Соликамск-2». Сразу после известия о его затоплении многие эксперты, да и сама компания признавали, что 2015 год будет для компании сложным. В частности, уже известно о планах сократить производство с 11 до 10,2  млн тонн. Занять освобождающуюся нишу уже пытается бывший партнёр российской компании – «Беларуськалий», маркетинговую политику которого сейчас можно охарактеризовать как «объём важнее цен».

Главными же аутсайдерами января стали цемент и строительные грузы (погрузка упала на 4,1% и 26,1% соответственно). В нынешних макроэкономических реалиях состояние строительной отрасли будет зависеть от реализации проектов с госучастием. В начале февраля разработана правительственная программа субсидирования ипотечного кредитования граждан, главная её цель – удержание ставки на уровне 13% годовых. Для этого из бюджета потребуется порядка 20 млрд руб. Но говорить об эффективности подобных мер можно будет как минимум спустя полгода.

Юлия Громадская






Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28  

Выбор редакции

Летний призыв