19 октября 2019 00:48

Интересные факты

Вот такой памятник поставили в Омске тормозному башмаку

Ручной тормозной башмак появился в Германии в 1857 году и впоследствии нашёл широкое применение на всех дорогах мира.
• Тормозные башмаки первоначально использовались только для остановки и закрепления подвижных составов на стоянках. С 1900 года, когда в Европе был изобретён башмакосбрасыватель, башмаки стали применять для регулирования скорости движения отцепов на сортировочных горках.

• За прошедшие десятилетия созданы десятки различных моделей башмаков: деревянные и металлические, однобортные и двубортные в виде одной монолитной конструкции или собранной из нескольких узлов. Тем не менее главные конструктивные особенности остались неизменными: это наличие полоза, на который накатывается колесо, опорной колодки, в которую упирается колесо, и ручки для переноса башмака.

• Более полутора веков башмак исправно служит и на наших дорогах. Железнодорожники Западно-Сибирской магистрали даже поставили ему памятник.

• До 1969 года в СССР производилось шесть типов башмаков, в том числе четыре типа горочных и два – стояночных. Башмаки окрашивались чёрным лаком, а летом на них должны были наноситься полосы белой краской. Полозья башмаков изготавливались из стальной полосы методом горячей штамповки.

• Новый башмак выпуска 1969 года проектировался как горочный, но стал использоваться и для закрепления составов. В нём изменилась конструкция колодки, которая стала отливаться как единое целое с накладкой.

• В 1989 году был разработан башмак тормозной горочный повышенной работоспособности. Его вес составил 7 кг. А в 1994-м в чертёж были внесены небольшие изменения. В частности, возвращены прежняя длина (500 мм) и масса (7,4 кг). Эта конструкция используется и сейчас.

• В Европе производится большой спектр тормозных башмаков массой от 5 до 45 кг. Они имеют характерные особенности, в том числе удлинённый носок и, соответственно, укороченные борта, что предотвращает отрыв бортов при наезде на них гребня колеса в кривых участках пути, а также заклинивание башмака в кривых малого радиуса. А угол наклона задней стойки колодки подобран таким образом, чтобы сила давления колеса действовала вдоль неё. По сравнению с отечественными башмаками угол увеличен на 15–20 градусов, что исключает изгибающую составляющую в стойке, увеличивая её прочность. Это также способствует более равномерному распределению контактных давлений на рельс, предотвращению схватывания полоза башмака с рельсом и перекатывания колеса через башмак.

• Башмак, разработанный Федеральным институтом охраны труда в Дортмунде (ФРГ), имеет низкие борта, что увеличивает сопротивление деформации бортов и снижает вес башмака.

• Учёные ВНИИЖТа по заказу ОАО «РЖД» разработали технические требования к горочным тормозным башмакам. На сортировочной станции Лосиноостровская Московской дороги были испытаны опытные образцы. Из конструктивных изменений следует отметить уменьшение длины бортов полоза, исключение фрезеровки носка, увеличение наклона задней стойки тормозной колодки и другие.

Анализ результатов испытаний позволил создать перспективный горочный башмак. Он будет более износостойкий и менее подвержен деформациям. Кроме того, в нём увеличен наклон задней стойки колодки – это снижает вероятность схватывания с рельсом и перекатывания колеса через башмак.

В этом году на сортировочных станциях Московской, Северной и Северо-Кавказской дорог пройдут эксплуатационные испытания новых горочных тормозных башмаков.

Карен Агабабян



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28  

Выбор редакции

Летний призыв