10 декабря 2019 00:59

Близко к сердцу

Экс-министр путей сообщения проблемы транспорта по-прежнему принимает как свои собственные

Судьба не обошла званиями и регалиями Анатолия Зайцева, чья профессиональная карьера началась когда-то с должности кочегара в Кандалакшском паровозном депо. Начальник Октябрьской дороги, министр путей сообщения, депутат Законодательного собрания Ленинградской области, академик, член президиума Международной академии транспорта, профессор, преподаватель ПГУПСа.
Анатолий Зайцев считает, что оценивать людей надо независимо от ранга
Сегодня, когда Анатолий Александрович отмечает 75-летие, он представляется как руководитель научно-образовательного центра инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок.

Самая большая его мечта – материализация идеи магнитолевитационного транспорта. О разработках в этой области Зайцев может рассказывать часами.
«Эта технология может использоваться не только для перевозок пассажиров, но и контейнеров с грузами, причём себестоимость их будет раза в полтора ниже. Вы знаете, сколько контейнеров перевозится из портов Северо-Запада в Москву? 1,8 млн. А сколько из них – по железной дороге? Всего 1,7%. Мы отдали этот рынок автомобилистам, но должны вернуть контейнеры на рельсы. Магнитолевитационные технологии сделают это возможным», – считает Анатолий Зайцев.

Он почти десять лет был руководителем самой сложной на сети магистрали. И реализовал свои организаторские способности на практике. Одним из самых удачных периодов считает 1994–1996 годы: Октябрьская дорога восемь кварталов подряд удерживала переходящее знамя за победу в отраслевом соревновании.

Масштабных достижений много: модернизация инфраструктуры, внедрение машинной технологии содержания пути, электрификация участка Волховстрой – Свирь, закладка базы для скоростного движения, адаптация экономики к рыночным условиям, создание железнодорожной финансово-банковской системы в то время, когда платежи из Петербурга до Мурманска доходили только через месяц.

А на станциях и предприятиях ОЖД больше запомнили не достижения, а простоту и доступность начальника дороги. Во время объездов, посещений депо он имел обыкновение со всеми здороваться за руку, не разбирая чинов. Этой чести мог удостоиться и слесарь по ремонту тепловозов, и дежурный стрелочного поста.
«Это вовсе не демократизм, – говорит Анатолий Александрович. – Это уважение к человеку труда. Я всегда ценил всех независимо от ранга. Ведь каждый на своём рабочем месте обеспечивает нормальное функционирование железнодорожного транспорта. А что касается принятия решений, то тут нужно смотреть по обстоятельствам. Что-то нуждается в обсуждении, а где-то нужно и власть употребить, когда ты уверен в правильности своего решения».

Он приводит примеры таких волевых решений. В начале 90-х годов при острой нехватке инвестиционных средств и несогласии многих должностных лиц на Октябрьской дороге начали электрификацию участка Волховстрой – Лодейное Поле, дефицит пропускной способности которого превращал узел в непроезжий. Зайцев доказал, что это необходимо не только с технической точки зрения, для нормализации движения, но и с экономической. Ведь затраты на перевозки на электрифицированном ходу снижаются на 30%.

Позже, когда он уже занимал должность министра путей сообщения, ему пришлось принимать непопулярное решение по БАМУ. «Мы проехали по магистрали с вице-премьером Олегом Лобовым, увидели собственными глазами запустение – брошенную технику, безработных людей, – вспоминает Зайцев. – Денег на строительство в бюджете нет. Что делать? Я посчитал, что самое разумное – присоединить части БАМа к действующим Дальневосточной и Западно-Сибирской дорогам».

Оказавшись в правительстве, Анатолий Зайцев не утратил самостоятельности мышления и смелости в отстаивании своего мнения. Он высказался против предложенного Анатолием Чубайсом и Борисом Немцовым расчленения единого пространства российских железных дорог на прибыльные и второстепенные направления, что привело бы к коммерциализации первых и деградации вторых. «В этом случае тысячи километров дорог, соединяющих промышленные центры с глубинкой, оказались бы под угрозой ликвидации, – поясняет Зайцев. – Произошёл бы развал сложившейся транспортной системы».

Это стоило ему поста министра, о чём ни одного дня не жалел. Он привык мыслить в масштабах интересов всего государства. И пока от его слова зависело принятие решения об акционировании, железные дороги оставались госсобственностью.
«Мы были не против акционирования вообще, которое возможно в разных вариантах, а именно против приватизации доходных сегментов перевозок, – говорит Зайцев. – Мы предлагали вариант народного предприятия: все акции принадлежат работникам железной дороги, но без права продажи».

Проблемы транспорта он по-прежнему принимает близко к сердцу, как свои собственные. «Смотрел программу развития транспорта РФ до 2030 года – нигде не сказано, сколько мы собираемся построить магистральных путей. А ведь официально признано, что 10% магистральных линий являются «узкими» местами. А если бы пассажирские поезда в России ходили со скоростью, которая принята за норму на МЖД, то «узких» мест было бы около 30%.

Анатолий Александрович стоял у истоков зарождения высокоскоростного движения в России, активно выступал за строительство ВСМ и до сих пор считает, что это было лучшим решением, «тем более если посчитать, сколько вложили денег в реконструкцию существующей линии Санкт-Петербург – Москва. Более того, мы как-то посчитали, сколько стоит вынос грузового движения с главного хода. Грузовые поезда идут сейчас кружностью в 400 км, это же дополнительные расходы. Так, за четыре года дополнительно тратится столько денег, что на них можно построить выделенную линию под скоростное движение».

Жители Ленинградской области должны быть благодарны депутату Зайцеву за реальные меры по возрождению жизни в сёлах. Принятые с его подачи предложения повысили привлекательность глубинки для молодых специалистов.
«Мы установили надбавки к зарплате работникам соцсферы, они регулярно индексируются. В бюджете области предусмотрели средства для оказания помощи молодёжи. Несколько десятков выпускников школ ежегодно направляются в вузы на бесплатное обучение, стипендию им платит правительство Ленобласти. Молодым специалистам, приехавшим работать в сельскую местность, оказывается единовременная материальная помощь, – рассказывает Зайцев. – Кроме того, издали ряд законов, чтобы улучшить инвестклимат. Производители освобождаются от налогов, пока не разовьют свой бизнес. Я считаю важной государственной задачей развитие территорий, обеспечение нормальных условий жизни людей во всех городах и посёлках России. Сейчас у нас происходит процесс стягивания всей страны в Москву, Санкт-Петербург и ещё пару крупных промышленных городов. Нужна политическая воля, чтобы этот процесс развернуть».

Забота о человеке для него на первом месте. Анатолий Александрович с гордостью вспоминает, что в бытность его начальником дороги зарплата железнодорожников не опускалась ниже четвёртого места среди промышленных отраслей.

Он всё принимает близко к сердцу: и снижение конкурентоспособности зарплаты у работников железной дороги, и возникающие проблемы с пригородным сообщением, и задачи по развитию логистических технологий.

Но, может быть, именно это неравнодушие и позволяет Анатолию Александровичу оставаться бодрым, активным, деятельным и молодым. Он-то считает, что всё идёт от головы: «Если всё время загружаешь свой мозг, он соответственно задаёт программы всем системам организма на сохранение активности. Я всегда с вечера два-три вопроса загружаю, чтобы утром получить ответ». Можно считать это бесплатным рецептом от Зайцева.

Галина Морозова
Санкт-Петербург


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28  

Выбор редакции

Летний призыв