24 июля 2019 06:20

Освоение скорости

Первая высокоскоростная магистраль в нашей стране будет строиться с участием зарубежных партнёров

В конце  прошлого года правительством  принято решение выделить 6 млрд руб.  на изыскательские работы   линии ВСМ Москва – Казань. Это первый транш из общей суммы 20,9 млрд руб., которые  предусмотрены в федеральном бюджете  на полный цикл проектных  работ. Таким образом, можно считать, что дан официальный старт началу строительства первого этапа магистрали.  Стоит отметить, что, по данным ВЦИОМа, более 85% россиян поддерживают строительство высокоскоростных магистралей.
Первый вице-президент ОАО «РЖД», генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин отметил, что ВСМ Москва – Казань – один из самых крупных и масштабных инфраструктурных проектов в нашей стране. Как показывает опыт государств, где развито высокоскоростное движение, именно такие проекты становятся локомотивами для всей экономики.

Самой развитой сетью ВСМ сегодня обладает Китай, её протяжённость – 10638 км, за ним следует Испания – 3823 км, а замыкает первую тройку Япония – там 3088 км высокоскоростных линий.

В прошлом году общая протяжённость ВСМ в мире насчитывала более 26 тыс. км и ещё 13 тыс. км находилось в стадии строительства.

Наша ВСМ Москва – Казань – это первый этап строительства единого транспортного коридора «Шёлковый путь», который свяжет Европу с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Он увеличит мобильность населения российских регионов и даст импульс созданию крупных агломераций вдоль всей магистрали. При этом путь от Москвы до Пекина сократится со 130 до 30 часов. А до Нижнего Новгорода и Казани из столицы можно будет добраться за несколько часов. По самым консервативным прогнозам, магистраль будет перевозить до 16 млн человек в год. В регионах, через которые она пройдёт, проживают около 100 млн человек – две трети населения страны. Строительство магистрали будет способствовать внедрению инновационных технологий в строительстве, машиностроении, развитию IT-технологий. Высокие технологии – основа ВСМ, поскольку речь идёт о скоростях движения поездов от 200 до 400 км/ч.
– Каждый элемент, например, контактной сети уникален по-своему, – подчеркнул Александр Мишарин, – заложенные в него параметры позволяют эксплуатировать его безаварийно и без замены в течение нескольких лет. Высокие технологии будут применены и в хозяйстве СЦБ, ремонтно-путевом комплексе. За короткий период необходимо выполнить комплекс испытаний объектов и элементов инфраструктуры для ВСМ, опыт эксплуатации которых отсутствует в нашей стране.

На главных путях магистрали в качестве основного варианта предусмотрена укладка безбалластного верхнего строения пути (БВСП) на участках со скоростями движения более 200 км/ч . Это почти 80% от протяжённости всей трассы. Переговоры с компаниями – производителями БВСП уже завершены. В 2014 году ОАО «РЖД» выбрало четыре конструкции: MaxBogl, Alstom, LVT и Tines. Принято решение о проведении ресурсных испытаний на Экспериментальном кольце ВНИИЖТа в Щербинке, чтобы определить наиболее подходящую конструкцию. После их проведения будет принято окончательное решение о выборе конструкции, которая должна, во-первых, отвечать всем нашим нормам безопасности и, во-вторых, в соотношении цена – качество соответствовать определённым финансово-экономическим параметрам и техническому заданию.

Сейчас на Экспериментальном кольце в Щербинке специалисты ОАО «ВНИИЖТ» уже выполнили целый комплекс работ. Так, подготовлены земляное полотно (отсыпка и стабилизация) и бетонные основания для БВСП всех типов. Конструкции БВСП установлены на проектную отметку. Испытания планируется завершить в конце октября.

Очень важный вопрос – конструктивные особенности стрелочных переводов. В России разработана конструкция стрелочных переводов М1/22 с максимальной скоростью движения 200 км/ч по прямому направлению и 120 км/ч по кривой, однако их массовый выпуск пока не налажен, и они ещё не прошли все предусмотренные испытания. Для организации безостановочного пропуска высокоскоростных поездов при отклонении от основной магистрали в мировой практике используются специальные стрелочные переводы с маркой крестовины не ниже 1/46, обеспечивающие скорость движения не ниже 160 км/ч. Выпуск таких переводов в нашей стране пока не освоен, но уже ведутся переговоры с западными компаниями по их локализации в России.

Другой немаловажный аспект – скрепления для ВСМ. Высокие скорости движения требуют и новых конструкционных решений. Европейским лидером по производству скреплений для ВСМ считается компания Vossloh. На основании плана локализации, принятого компаниями Vossloh и ОАО «БетЭлТранс», в городе Энгельсе Саратовской области будет освоен выпуск этой продукции в следующем году.

Словом, ВСМ – это существенный технологический прорыв, шаг вперёд в локализации высокотехнологичных производств в стране. При этом определено, что локализация должна составить не менее 80%. За счёт этого будет дополнительно создано 370 тыс. рабочих мест.
– Ни у кого из экспертного сообщества сегодня не возникает сомнений по поводу строительства ВСМ, – сказал заместитель министра транспорта Алексей Цыденов. – Даже самые непримиримые скептики и критики этого проекта признали его экономическую целесообразность и социальную значимость для государства. Эффект, который оно получит от реализации этого проекта, в 10 раз превысит вложенные средства, при этом срок окупаемости инвестиций составит пять – семь лет.

А руководитель дирекции инфраструктурных проектов департамента проектного и структурного финансирования Газпромбанка Павел Бруссер заметил: «Чтобы реализовать подобный амбициозный проект, важно точно рассчитать его экономическую составляющую, что, в свою очередь, поможет привлечь сторонних инвесторов. Именно экономика проекта является определяющим фактором в привлечении инвестиций, особенно если учитывать сегодняшнюю непростую ситуацию в этой сфере».

Свою готовность работать с российскими коллегами в долгосрочной перспективе высказали и давние партнёры ОАО «РЖД». Так, вице-президент Alstom Russia and CIS Ян Хардер посоветовал не ограничивать сотрудничество рамками только этого проекта. Есть много других направлений, по которым нужно развивать совместную деятельность. А директор проекта высокоскоростного движения в России Национальной компании французских железных дорог Марк Свечин заверил российскую сторону, что команда французских менеджеров и впредь готова работать в России, делиться своим опытом и знаниями в строительстве ВСМ.
– Мы горды тем, – подчеркнул Марк Свечин, – что сегодня работаем в России, помогаем нашим коллегам осваивать новые технологии, новые скорости, новые компетенции. И приложим все усилия, чтобы помочь нашим партнёрам реализовать этот проект.

А его коллега – глобальный менеджер ООО «Сименс» по работе с ОАО «РЖД» и представитель «Немецкой инициативы» по развитию ВСМ в России Российско-германской внешнеторговой палаты Рольф Эпштайн – заверил, что тесное сотрудничество с ОАО «Скоростные магистрали» будет продолжено.

Президент Союза строителей железных дорог Геннадий Талашкин отметил готовность многих отечественных строительных и проектных организаций принять участие в этом уникальном проекте.
– Сегодня наш союз объединяет более 70 строительных и проектных организаций, которые обладают мощным проектным, строительным, финансовым потенциалом, современными технологиями, что позволяет им участвовать в разработке и строительстве самых сложных объектов инфраструктуры, – сказал он. – Свой профессионализм они показали в олимпийском Сочи, где многие объекты инфраструктуры были возведены строительными организациями, входящими в наш союз.

Идею укрупнения проекта и расширения границ ВСМ до Индии и Пакистана предложил исполнительный секретарь Делового совета Шанхайской организации сотрудничества Сергей Канавский. Это было неоднозначно воспринято участниками дискуссии. Сначала надо построить первую линию, а уж потом замахиваться на глобальные проекты.

В заключение Александр Мишарин отметил, что сегодня проблем с финансированием проекта ВСМ нет. Желающих инвестировать в него значительные средства более чем достаточно. Причём инвесторы есть как в нашей стране, так и за её пределами, в первую очередь в Европе и Китае. И это несмотря на санкции и экономический кризис. Всё это вселяет уверенность, что проект ВСМ будет реализован.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28  

Выбор редакции

Летний призыв