28 сентября 2021 04:22

Спасти электрички

Руководство страны ищет способ сохранить в регионах пригородное железнодорожное сообщение

С начала года министр транспорта Максим Соколов провёл уже два селекторных совещания, посвящённых вопросам пригорода. В них участвовали представители Совета Федерации, Госдумы и ОАО «РЖД». 30 января планируется провести ещё одно такое совещание.
– Перед региональными властями поставлена задача разработать и представить комплексные планы обеспечения пригородных перевозок всеми видами транспорта, – сказал заместитель министра транспорта Алексей Цыденов. – Поэтому ждём от них предложений, как стабилизировать ситуацию.

На основании представленных планов в Минтрансе рассмотрят целесообразность сумм, вкладываемых в тот или иной вид транспорта. Они должны показать и истинную величину затрат на каждый из них.
– Сегодня активно рассматривается вопрос об увеличении субсидирования инфраструктурной части из федерального бюджета с 25 до 33,5 млрд руб., – отметил статс-секретарь – вице-президент ОАО «РЖД» Анатолий Мещеряков. – Это позволит вернуться к уровню инфраструктурного тарифа с коэффициентом 0,01.

Напомним, что постановление правительства изменило тариф на пользование инфраструктурой для пригородных перевозчиков. Он льготный, но с этого года коэффициент к тарифу составил 0,25 вместо прежнего 0,01. Поэтому расходы пригородных пассажирских компаний увеличиваются.

На федеральном уровне рассматривается возможность принятия и ещё одного важного решения – снижения ставки НДС для пригородных перевозок. Это позволит компаниям сэкономить от 4 до 8,5 млрд руб. в зависимости от того, какой НДС будет установлен – от 10% до 0% соответственно.

Пригородные компании видят в этих инициативах решимость сохранить социально значимые пассажирские перевозки. Как рассказал «Гудку» генеральный директор ОАО «ППК «Черноземье» Виталий Шульгин, решение вопроса по снижению ставки НДС зависит от расчётов перевозчиков и регионов.
«Решение будет приниматься на федеральном уровне, однако мы готовим различные варианты расчётов, в зависимости от конкретного размера НДС», – уточнил он.

Федеральные власти пошли ещё на один важный шаг. Выделение средств в дорожные фонды регионов и на дорожное строительство поставлено в зависимость от подписания контрактов с железнодорожными компаниями. Возможно, это поможет преломить ситуацию. Контракты на 2015 год подписали в конце прошлого года менее трети регионов. В начала января перевезено пассажиров в пригородном сообщении на 3,4% меньше, чем в прошлом году. Кстати, ежесуточно пригородными поездами ездят более 2 млн человек.

По словам заместителя генерального директора ОАО «Волгоградтранспригород» по экономике и финансам Александра Пятакова, Волгоградская область воспользовалась средствами дорожного фонда для выплат по договорам о реструктуризации долга пригородным компаниям.
– Мы получили 17 млн руб. долга за 2013 год, – отметил он.

Большинство регионов готово на компромисс, чтобы всё-таки сохранить электрички. Так, губернатор Пензенской области Василий Бочкарёв объявил условия сотрудничества с железнодорожниками.
– Правительство региона выступает заказчиком пригородных перевозок, – сказал он, – поэтому мы вправе предлагать железнодорожным компаниям тот график движения, который нужен жителям. Мы сохраним движение пригородных поездов, но будем настаивать, чтобы электрички ходили так, как удобно людям: утром в Пензу, вечером – из Пензы. В настоящий момент идёт согласование графика движения электричек. Мы будем продолжать финансировать пригородные железнодорожные перевозки при учёте нового расписания движения.

В ОАО «РЖД» надеются, что поддержка правительства поможет стабилизировать ситуацию в пригородном сообщении. Поиск решений сегодня ведётся на всех уровнях, но эта работа даст эффект, если все стороны добросовестно выполнят свои обязательства.

Наталья Цыплева
Инга Быкова,
Сергей Михалёв,
собкоры «Гудка»
Саратов, Воронеж


О позиции ОАО «РЖД» в связи с отменами электричек говорится в блоге главы компании Владимира Якунина, опубликованной на стр. 2
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31