10 декабря 2019 01:02

Чистая дорога

Центр охраны окружающей среды МЖД сближает транспорт и природу

Выступая на недавно завершившемся в Москве Гайдаровском форуме «Россия и мир: новый вектор», президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин отметил, что в 2014 году Российские железные дороги снизили негативное воздействие на окружающую среду более чем на один млн т, это 3% условных выбросов углекислого газа в атмосферу, а всего на природоохранительную деятельность компания направила в прошлом году три млрд руб.
Без шума и пыли

Многое для защиты окружающей среды делается на Московской железной дороге. Так, на ряде участков столичной магистрали, особенно там, где массово курсируют пассажирские, в том числе ускоренные поезда, как сообщила корреспонденту «МоЖ» начальник Центра охраны окружающей среды МЖД Вера Кривощепова, устанавливаются шумозащитные экраны. Это позволяет снизить уровень шума в среднем на 20–30 дБ.

В 2014 году в рамках реализации проекта «Организация движения скоростных электропоездов» они появились на участках Москва – Новопеределкино на протяжении двух км и Внуково – Лесной Городок – 720 м.

Наряду с шумом, создаваемым проезжающими поездами, актуальной проблемой является грохот от работы сортировочных горок. Именно поэтому в прошлом году на железнодорожной станции Перово была введена в опытную эксплуатацию установка «BREMEX-ANNSYS «Basis» словенской компании ELPA, предназначенная для снижения уровня шума, возникающего при торможении вагонов замедлителями на сортировочной горке в процессе взаимодействия колёс вагонов с тормозными шинами. В результате общее звуковое давление было снижено на 20–30 дБ, со 130 до 100–110 дБ. Как следствие, значительно уменьшилось количество жалоб на повышенный уровень шума – с 13 в 2013 году до одной в 2014-м. Если же брать в целом, то в 2013 году поступило 157 жалоб на шум, а в 2014-м их было уже 135.

В будущем вдоль железнодорожных путей планируется установить новые шумозащитные экраны. Так, согласно Генеральной схеме развития Московского железнодорожного узла до 2020 года они должны появиться на перегонах Люблино – Подольск, Мытищи – Пушкино, Москва-пассажирская Курская – Люблино, Москва-пассажирская Курская – Железнодорожная, Мытищи – Болшево, Москва-пассажирская Ярославская – Мытищи. Конкретные места их установки будут определены на основе заключений экологической и акустической экспертиз. Кроме того, экраны будут поставлены на отдельных участках вдоль железнодорожного полотна Малого кольца МЖД.


Вода и почва станут чище

В настоящее время в соответствии с инвестиционной программой ОАО «РЖД» «Обеспечение экологической безопасности», как сообщил корреспонденту «МоЖ» заместитель начальника Центра охраны окружающей среды МЖД Александр Романенко, на полигоне столичной магистрали реализуются два проекта. Это – реконструкция очистных сооружений промышленно-ливневых стоков ремонтного локомотивного депо Узловая и станции Смоленск-Сортировочный. Что касается первого проекта, то проводится модернизация «южных» и «северных» очистных сооружений. Общая стоимость 151,192 млн руб.

По «южным» завершены строительно-монтажные работы, озеленение, укладка асфальтового покрытия, и сейчас ведутся пусконаладочные мероприятия. По «северным» идёт разработка котлована, завершено его шпунтовое ограждение, выполнена заливка стены нефтеотстойника, и по периметру осуществляется его засыпка песком и грунтом. Кроме того, изготовлен каркас из арматурной сетки и залит бетоном приёмно-распределительный резервуар, начаты земляные работы по устройству шламонакопителя. После завершения модернизации благодаря использованию четырёхступенчатой системы очистки стоков от нефтепродуктов до концентрации 0,05 мг/дм3 будет значительно улучшено качество сбрасываемой в реку Любовку воды.

Что касается реконструкции очистных сооружений станции Смоленск-Сортировочный, то к настоящему времени утверждены и направлены в проектную организацию ОАО «Костромапроект» технические условия на электроснабжение объекта. Общие затраты на модернизацию составят около 102,7 млн руб.

Наконец, третий проект, который будет реализован в ближайшие годы, – это реконструкция очистных сооружений локомотивного депо Курск со строительством коллектора промышленных стоков. Его завершение намечено на 2017 год.


Экологические пятницы

Ежемесячно в 2014 году на столичной магистрали в последнюю пятницу каждого месяца с 13.00 до 15.00 во всех структурных и территориальных подразделениях проводились экологические пятницы. В этот период железнодорожники приостанавливали работу техники, не задействованной в непрерывном технологическом процессе: маневровых локомотивов, автотранспорта и путевых машин, выключались дизель-генераторы, энергопотребляющее производственное, бытовое и офисное оборудование, избыточные источники освещения. На тех предприятиях, где это возможно, работники выходили на уборку от мусора производственной территории и полосы отвода железной дороги.

Комплекс этих мер позволил оптимизировать не только экологические, но и экономические показатели. По подсчётам специалистов Центра охраны окружающей среды МЖД, в результате потребление электроэнергии за год было сокращено на 43,89 тыс. кВт, топливно-энергетических ресурсов сэкономлено 180,17 т, сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу составило 22,73 т, а общий экономический эффект достиг 5372,92 тыс. руб.

Кроме того, в рамках этой акции было высажено свыше 16 тыс. деревьев и кустарников.

Андрей Городнов


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Выбор редакции

Летний призыв