16 января 2022 21:15

Будущее за безбалластным полотном?

На экспериментальном кольце ОАО «ВНИИЖТ» в Щербинке завершено строительство опытного участка для испытания безбалластных конструкций пути. Здесь уже состоялся торжественный запуск первого грузового поезда для обкатки четырёх типов таких систем.
Как рассказал корреспонденту «МоЖ» начальник испытательного центра ОАО «ВНИИЖТ» Александр Савин, общая протяжённость экспериментального участка составляет 550 м, но каждая из четырёх секций размещена на отдельном отрезке длиною в 75 м. Скорость движения поездов здесь будет достигать 80 км/ч при осевой нагрузке 23,5 т на ось. Все подготовленные под испытания отрезки сооружены на особом, двухслойном (специально подготовленном верхнем слое земляного полотна с повышенным модулем упругости и щебёночно-песчано-гравийной смесью) основании, утрамбованном многократным проходом виброкатков.

– Чем вызвана необходимость одновременного тестирования всех четырёх конструкций?
– У каждой из них свои достоинства, своя технология изготовления. Для руководства ОАО «РЖД» важно определиться в этом вопросе, поскольку конструкция, проявившая себя в ходе испытаний наилучшим образом, получит большие шансы быть использованной при сооружении высокоскоростной магистрали Москва – Казань.
А если говорить в целом о безбалластном пути, то он во многом является международной новинкой для российских железных дорог, при том что такая технология сейчас считается одной из самых перспективных в мире. Ещё и поэтому уже на начальном этапе её использования создалась столь серьёзная конкуренция за право стелить инновационное полотно.

– Как будет выглядеть тестирование?
– Его общая концепция такова: начнём с лабораторных испытаний элементов (узел скрепления и его составные, блоки, прокладки), затем настанет очередь ресурсной полигонной проверки на экспериментальном кольце (с наработкой до 600 млн т брутто), завершающий этап будет представлять собой эксплуатационные испытания на действующем участке с нормативными скоростями.
В общей сложности продолжительность этих мероприятий ориентировочно составит 2,5 года.

– Можете ли коротко рассказать о каждой из проходящих испытания конструкции?
– Пожалуйста. Безбалластный путь LVT (изготовлен отечественной компанией ОАО «РЖДстрой» по лицензии швейцарских фирм) представляет собой конструкцию, которая состоит из полушпал, выполненных из армированного бетона. Каждый из таких блоков находится в полимерном чехле с широкой амортизирующей прокладкой и замоноличен в бетонное основание. Хорош данный вариант и тем, что узлы рельсовых скреплений на блоках могут быть использованы любые.
На опытном участке представлены полушпалы со скреплениями Pandrol, Vossloh, Schwihag. Изделие сертифицировано и локализовано в России, а линия по производству названных блоков уже запущена в Сызрани.
В состав безбалластного пути Max Bogl (Германия) входят железобетонные преднапряжённые плиты заводского изготовления с рельсовыми скреплениями Vossloh W300. Размещаются они на несущей монолитной железобетонной плите. А безбалластный путь NBT компании Alstom (Франция) представляет собой монолитное железобетонное основание, в которое при монтаже замоноличены узлы рельсовых скреплений. Те, в свою очередь, предварительно закреплены на вывешенных рельсах. Иначе говоря, полотно не собирается из шпальных плит, а выливают на месте. Сначала бетоноукладчик прокладывает первый слой пути (плиту основания). Потом на этой плите укладывается верхнее строение пути. Наконец, безбалластный путь Tines (Польша) – тоже продукт совместного изготовления (с российской компанией ОАО «БЭТ»). Речь идёт о замоноличенных в бетон блоках оригинальной конструкции с демпфирующим полимерным слоем. Изделие тоже сертифицировано в России и производится на одном из заводов Вязьмы.

Владимир Горелкин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30