26 января 2022 08:35

Экономика нажала на тормоза

От минуса спасает временный эффект импортозамещения

Темп роста ВВП России продолжает неуклонно замедляться. Об этом свидетельствуют оценки, обнародованные Росстатом и Минэкономразвития России. Тем не менее в отдельных сегментах  всплески активности всё же наблюдаются. Однако вызваны они отнюдь не долгосрочными факторами, о чём предупреждает Банк России. Подтверждает это и динамика КаргоИндекса.
Росстат на минувшей неделе подвёл экономические итоги третьего квартала. Согласно первой оценке, российский ВВП в июле – сентябре увеличился в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года на 0,7%. Во втором квартале, напомним, плюс составлял 0,8%, а в первом – 0,9%.

Данные официальной статистики совпадают с расчётами, которые делает Минэкономразвития России. Экономическое ведомство также увидело в третьем квартале прибавку в 0,7%. Кроме того, оно обнародовало и результат девяти месяцев: по версии Минэкономразвития, ВВП увеличился на 0,8%, а по году ожидается рост на 0,5%. Центробанк оказался ещё более консервативным и заявил о возможности подъёма только на 0,3%.

Однако вне зависимости от того, чей прогноз окажется ближе к итоговым цифрам, очевидно, что и Правительство РФ, и Банк России в четвёртом квартале ожидают продолжения доминирующей в двух предыдущих периодах тенденции – замедления темпа роста.

Впрочем, отечественная статистика в последнее время отмечает и ещё одну закономерность в поведении макроэкономических показателей – рывкообразную динамику. Так, несмотря на то что по итогам третьего квартала зафиксировано очередное снижение темпа роста, в отдельно взятом сентябре картина выглядит несколько иной. По итогам первого месяца осени вычисляемый Росстатом Индекс выпуска в базовых отраслях, который по своей экономической природе сходен с ВВП и более оперативен, увеличился в сравнении с тем же периодом 2013 года на 2,2%, хотя ещё в августе было зафиксировано его снижение на 0,5%.

Прибавка могла быть значительнее, если бы не сохраняющаяся низкая инвестиционная активность. «В сентябре 2014 года под влиянием роста стоимости кредитных ресурсов, ограничений доступа компаний к заимствованию на мировых финансовых рынках и сохранения геополитических рисков фиксировался спад инвестиций в годовом выражении на 2,8%», – констатирует заведующая лабораторией структурных проблем экономики Института им. Е. Гайдара Ольга Изряднова. Также она обращает внимание на то, что ситуация усугубляется увеличением оттока капитала (за январь – сентябрь на $85,2 млн, что в 1,8 раза больше, чем за тот же период 2013-го), а также двукратным сокращением объёма прямых иностранных инвестиций.

Что касается драйверов роста Индекса выпуска в базовых отраслях, то их по итогам сентября было два: объём продукции сельского хозяйства увеличился на 16,6% в сравнении с тем же периодом предыдущего года, а промышленное производство возросло на 2,8%.

Но, как отмечают в Центробанке, сейчас поддержку отдельным отраслям «оказывают курсовая динамика и ограничения на импорт ряда продовольственных товаров». Об этом свидетельствуют и конъюнктурные опросы о состоянии отечественной промышленности в октябре, проведённые Росстатом, Высшей школой экономики, а также Институтом им. Е. Гайдара. Несмотря на различие в методиках и респондентах, все они фиксируют увеличение предложения промышленностью в ответ на освободившуюся от импорта нишу внутри страны. Остаётся лишь дождаться ответа на вопрос, насколько долгосрочным будет такой тренд, но его даст только время.

Реакцией на складывающуюся ситуацию стал рост объёма погрузки на сети железных дорог России. Прибавка в сравнении с тем же периодом предыдущего года составила 1,6% против 0,2% в сентябре. Однако здесь надо учитывать, что нынешний подъём отчасти связан со статистическим эффектом: в октябре 2013-го было отмечено снижение сразу на 4,7%. Ускорение темпа роста погрузки отразилось на динамике КаргоИндекса. По итогам второго месяца осени его абсолютное значение составило 106,6%, что на 2,1 пункта выше, чем в предыдущем месяце. В сравнении с аналогичным периодом предыдущего года индикатор впервые с марта 2014-го продемонстрировал подъём. Он увеличился на 0,7%. В сентябре же фиксировалось снижение на 1,5%.

Из входящих в расчётную базу КаргоИндекса грузов в октябре по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года заметно увеличилась погрузка зерна. Это связано главным образом с ростом экспорта: по данным Минсельхоза России, в октябре за границу вывезено 3,4 млн тонн зерна против 2,3 млн в аналогичном месяце 2013 года. И в перспективе появятся возможности для дальнейшего наращивания зарубежных поставок. Стало известно, что Китай, который ещё в 1997 году ввёл запрет на импорт продовольственных товаров из России, рассматривает возможность отказаться от дискриминационной практики. Более того, как сообщил глава Россельхознадзора Сергей Данкверт, контролирующие органы двух стран уже согласовали условия поставок российского зерна.

В существенном плюсе находится и погрузка каменного угля. Это также связано с расширением экспорта (рост за январь – сентябрь на 10,2%), в то время как на внутреннем рынке спрос после прошлой тёплой зимы, после которой сохранились значительные запасы, не так значителен. И, похоже, кардинальных изменений в свою политику угольщики вносить не намерены. Как заявил в конце октября на встрече с Президентом России Владимиром Путиным глава Кузбасса Аман Тулеев, несмотря на падение мировых цен на уголь, регион не будет снижать объём добычи, чтобы не потерять уже занятые ниши.

В числе лидеров находятся и нефтяные грузы. К концу октября в основном завершили ремонтный период крупные отечественные НПЗ. При этом в целом за месяц, по данным Минэнерго России, объём первичной переработки нефтяного сырья составил почти 24 млн тонн против 22,2 в том же месяце 2013 года.
Возросла также погрузка чёрных и цветных металлов. Вскоре у российских металлургов может появиться и серьёзный внутренний потребитель – центр судостроения и ремонта в Приморском крае. Об этом заявил в ходе совещания, посвящённого формированию судостроительного кластера на Дальнем Востоке, Владимир Путин. «В российском ТЭКе, на транспорте запускаются масштабные проекты. И планы по вводу новых судостроительных мощностей должны быть синхронизированы с инвестиционными программами крупных российских заказчиков», – подчеркнул глава государства.

Прибавка зафиксирована и по удобрениям, что связано с высоким спросом на них в мире. По итогам года Минэкономразвития России ожидает роста выпуска удобрений в стране на 7,2% в сравнении с 2013-м. С уверенностью смотрит в будущее и «Уралкалий» – один из крупнейших в мире производителей удобрений. По словам директора по продажам и маркетингу компании Олега Петрова, одним из драйверов роста спроса на калий в этом году является Китай – крупнейший в мире импортёр. Ожидается, что объём рынка Поднебесной в этом году составит 12 млн тонн – рекордный уровень начиная с 2008 года.

В числе аутсайдеров все грузы, которые напрямую связаны со строительным комплексом: цемент и строительные грузы. В индустрии отмечается снижение объёмов выполненных работ, что является прямым следствием сокращения инвестиций в основной капитал.

Юлия Громадская




Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30