26 января 2022 07:20

Мазуту грозит зимнее время

С января 2015 года прогнозируется значительное снижение показателей экспорта мазута по железной дороге.
Как считают эксперты, с повышением пошлины на экспорт мазута в рамках налогового манёвра показатели вывоза этого вида топлива за рубеж могут значительно снизиться. Ситуация осложняется тем, что, согласно ежегодной статистике, традиционно в период с декабря по февраль показатели вывоза мазута являются наиболее низкими. В зимний период мазут перевозится только в термостатических цистернах и по железнодорожным путям.

По данным аналитики агентства «Алгоритм» за последние три года, график экспорта мазута показывает наименьшие данные именно в зимний период. Как отмечает директор фонда энергетического развития Сергей Пикин, запасы мазута в большинстве стран делаются до наступления холодов.
«Поэтому, когда наступает зима, докупают его в экстренных случаях», – отмечает эксперт. Однако, несмотря на ежегодные показатели, в рамках налогового манёвра повышается экспортная пошлина на мазут с 0,66 от пошлины на нефть до 0,76 именно с января следующего года. «Это связано в первую очередь с налоговым манёвром, введённым правительством. Экспортные пошлины повышаются, НДПИ будет расти. Именно поэтому рост экспортной пошлины не стал настолько высоким, как планировался изначально, именно для того, чтобы было больше стимулов для переработки внутри страны и повышения качества нефтепродуктов. Не исключается, что в этой ситуации рынок мазута в России будет переполнен»,– отметил эксперт.

Стоит отметить тот факт, что изначально в правительстве речь шла о повышении пошлины на мазут до 100% от пошлины на нефть. «При повышении экспортной пошлины на мазут до 100% от пошлины на нефть экспортировать будет совсем невыгодно. Мазут – продукт первичной переработки нефти, и при невыгодном экспорте она просто перерабатываться не будет, нефть будет продаваться в чистом виде. По этой причине в одну из задач правительства входило найти баланс между повышением пошлины до такого уровня, чтобы за границей мазут всё равно покупали, – считает старший аналитик «Церих Капитал Менеджмент» Виктор Марков. – Поэтому правительство на данный момент не торопится сильно повышать экспортные пошлины на мазут». «Ситуация обострится скорее к 2016 году, когда пошлины будут повышены ещё сильнее. В таком случае не исключено, что за границей покупать российский мазут будут всё меньше», – считает старший аналитик группы ИСТ Игорь Минц.

Директор Института мировых энергетических рынков Вячеслав Кулагин добавил, что правительство заинтересовано в том, чтобы как можно больше экспортировалось именно нефтепродуктов, а не сырой необработанной нефти.
«Пошлина на нефтепродукты должна быть ниже, чем на нефть. В данном случае идёт тенденция к значительному снижению экспорта мазута», – считает эксперт.

Пик продаж мазута за границу приходится на сентябрь. Заместитель начальника отдела мониторинга рынка грузовых перевозок Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Константин Баранов подтверждает тенденцию к снижению перевозки по железным дорогам тёмных нефтепродуктов. «Реализуемая с 2011 года государственная программа нефтеперерабатывающих мощностей, состоящая из таких механизмов, как увеличение пошлины на экспорт тёмных нефтепродуктов, а также заключение соглашений с крупнейшими участниками рынка по модернизации предприятий, неизбежно приводит к сокращению объёмов экспорта тёмных нефтепродуктов, преимущественно мазута», – отмечает руководитель.

Алла Галанова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30