16 января 2022 23:01

КНДР заинтересована в развитии общей инфраструктуры

О возможностях и проблемах российско-северокорейских отношений «Гудку» рассказал  директор корейских программ Института экономики РАН Георгий Толорая.
Георгий Толорая, директор корейских программ Института экономики РАН
– Георгий Давидович, Россия заинтересована в развитии портов в Северной Корее, которые помогут загрузить железнодорожный Восточный полигон. Как в этой стране относятся к намерениям России?
– Северной Корее в данном случае интересны средства, которые можно получить в результате таких проектов. Так как с их стороны это не потребует больших расходов и не приведёт к необходимости открываться в политическом плане, всё это вполне приемлемо для их руководства.

– На недавнем саммите АТЭС в Пекине было принято решение о создании зоны свободной торговли в регионе. На Северной Корее это как-то отразится?
– Политический курс этой страны не устраивает многие государства региона, поэтому, как мне кажется, её постараются изолировать от проекта создания такой зоны и исключить из «дорожных карт» под тем или иным предлогом. Поэтому вряд ли работа над созданием такой зоны как-то изменит политику Северной Кореи. Тем более что желающих вкладывать в её экономику не очень много.

– Но, тем не менее, у нас успешно реализован проект модернизации железной дороги Хасан – Раджин. Прорабатывается проект модернизации железных дорог для вывоза северокорейских минеральных ресурсов под условным названием «Победа». Мы могли бы в этих условиях развивать двустороннее сотрудничество?
– За последний год наши политические отношения значительно потеплели, однако развитие экономических связей сталкивается со значительными сложностями. Причина здесь – в отсталости северокорейской экономики и отсутствии у нас значительных финансовых ресурсов. Северокорейцы дают нам определённые преимущества, обеспечивают режим наибольшего благоприятствования для наших бизнесменов. Хорошо, что у нас есть совместные проекты, но их успех всё-таки не гарантирован.
Проект «Победа» предусматривает модернизацию конкретных участков корейской железной дороги для экспорта угля, редкоземельных и цветных металлов. Понятно, что сама Северная Корея никогда не разработает эти месторождения без российской помощи и технологий. Но вся эта схема будет работать, если корейцы обеспечат нам доступ к минеральным ресурсам, добыча будет рентабельной, а платежи за модернизацию железной дороги будут поступать своевременно и регулярно. Тогда это будет выгодно и России, и Северной Корее. Северная Корея заинтересована в российском участии, потому что видит в этом противовес Китаю, который играет очень большую роль в северокорейской экономике.

– Россия настаивает на железнодорожном соединении Южной и Северной Кореи, поскольку это даст свободный и логистически удобный выход южнокорейской продукции на Транссиб. Насколько это вероятно в ближайшем будущем? – Да, этот проект остаётся одной из главнейших целей нашей политики в корейском вопросе начиная с 2000-х годов. Это принесло бы большую экономическую выгоду всем сторонам. Но здесь вопрос во взаимоотношениях Севера и Юга. Пока Южная Корея не готова реализовать такое соединение, опасаясь, что северный сосед получит определённые финансовые вливания. Это поддержит и разовьёт экономику Северной Кореи, в том числе и в военном отношении. Поэтому для перевода проекта в практическую плоскость нужно всячески содействовать переговорам и мирному процессу.

Беседовал Сергей Плетнёв
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30