16 января 2022 22:20

Цена разобщённости

Отсутствие единых стандартов бьёт по карману европейских перевозчиков

Недостаточная сплочённость и нерешённые проблемы транспортного сектора Евросоюза могут принести значительные убытки.
Европейский парламент обнародовал отчёт «Цена не-Европы в едином рынке транспорта и туризма». Согласно прогнозам, совокупные финансовые потери транспортного сектора ЕС в течение следующих двух десятилетий могут достигать 8,6 млрд евро ежегодно. В числе основных причин убытков названы административные барьеры, пробелы в законодательстве и рыночная неэффективность.

Главный вывод доклада, подготовленного подразделением генерального директората парламентских исследований, заключается в необходимости объединения европейской транспортной системы и устранении барьеров, приводящих к издержкам и препятствующих развитию.

Основными проблемами европейских железных дорог признаны непрозрачность государственных подрядов, затруднения в обеспечении равноправного доступа к инфраструктуре для новых участников рынка и различия в его стоимости, множество режимов авторизации и сертификации на территории ЕС, недостаточная независимость операторов подвижного состава и инфраструктуры, а также избыточное разнообразие технических стандартов.

Администратор дирекции по оценке воздействия и европейской добавленной стоимости (EAVA) Европейского парламента Моника Ногаж отметила, что внутренние пассажирские перевозки остаются неконкурентными в большинстве государств ЕС. «Примерно треть таких услуг работает на коммерческой основе и, следовательно, может быть открыта для конкуренции. На практике, однако, действующие операторы удерживают монопольное положение на многих внутренних рынках, что приводит к неэффективности и низкому качеству услуг. Только Швеция и Великобритания полностью либерализовали свои рынки, а Германия, Австрия, Италия, Чехия и Нидерланды открыли свои в ограниченной степени. Опыт работы этих открытых рынков показал улучшение качества и доступности услуг с неуклонно растущим уровнем удовлетворённости пассажиров и ростом пассажиропотока, достигающего в некоторых случаях 50% в течение 10 лет», – подчеркнула она.

Моника Ногаж также отметила, что конкурентные тендеры полностью или частично используются лишь в 11 государствах ЕС, а пять стран вернулись к прямому присуждению подрядов после неудачного использования конкурсной системы.

В настоящее время разрешения на вывод на рынок подвижного состава и сертификаты безопасности выдаются каждым государством ЕС отдельно. Это влечёт значительные затраты производителей и операторов, поскольку для использования на территории разных стран необходимо получить несколько сертификатов. При этом 26 стран – членов ЕС, эксплуатирующих железные дороги, вместе имеют 11 тыс. нормативов технического состояния и безопасности инфраструктуры и подвижного состава.

В докладе подчёркивается, что все эти факторы указывают на необходимость принятия 4-го железнодорожного пакета для постепенного решения этих проблем. Эта мера не устранит все издержки, но позволит значительно снизить их, что в конечном итоге может выразиться в экономии от 20 до 55 млрд евро в период с 2015 по 2035 год (от 1 до 2,75 млрд евро в год).

Кирилл Сотников
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30