09 августа 2020 17:23

Паровоз былой дороги

Первый гудок локомотива в Восточной Сибири прозвучал почти за тысячу вёрст от губернского Иркутска

У водонапорной башни города Бодайбо, что на севере Иркутской области, застыл чёрно-красный паровоз Гр под номером 352. Это память о Бодайбинской железной дороге, которая возила людей и грузы с 1895 по 1967 год. Таким локомотивом полвека назад управлял Тарас Дорожков – пожалуй, единственный из живых сегодня локомотивщиков Бодайбинской магистрали.
Узкоколейная дорога в Бодайбинском районе появилась благодаря золотым приискам.
«Господа владельцы компаний решили провести на прииски от р. Витим, где находится ныне компанейская пристань, на протяжении 45 вёрст узкоколейную, заводского типа, паровую железную дорогу, которая, не имея значения общественного пользования, служила бы только для перевозки разных тяжестей», – говорилось в прошении, направленном в начале 1893 года иркутскому генерал-губернатору Александру Горемыкину.

В марте следующего года генерал-губернатор удовлетворил эту просьбу. Для изыскательских работ промышленники пригласили инженера путей сообщения Станислава Гендля. В 1895 году были уложены рельсы от пристани на берегу Витима до ближайших приисков. Появились здесь и ремонтные мастерские для обслуживания и ремонта подвижного состава. В 1896-м открылось грузовое движение по первому участку от Бодайбо до Зимовья, а ещё через год – и грузо-пассажирское от Зимовья до Верхнего участка Бодайбинского прииска.

К 1916 году протяжённость Бодайбинской дороги достигла 83 км. Она связывала основные приисковые посёлки, ставшие ещё и станциями, от которых отходили ветки, предназначенные для вывоза леса, доставки грузов и пассажиров. Исправно работала таёжная магистраль и в советские годы. В положенное время звучали станционные колокола, поезда отправлялись в путь, чтобы через считанные минуты раствориться в дремучей тайге.

Известие о том, что Министерство цветной металлургии СССР и объединение «Лензолото» распорядились закрыть дорогу, в 1967 году стало громом средь ясного неба для Тараса Дорожкова и его коллег: здесь успели вырасти свои железнодорожные династии.
«Мать моя Анна Леонидовна работала начальником первой от Бодайбо станции Кяхта, отец Василий Тарасович – дежурным, а затем председателем желдоркома. С дороги он ушёл на войну и сюда же вернулся после победы», – рассказывает Тарас Васильевич, не так давно отметивший 75-летие.

Сам он стал железнодорожником в 1956 году. Устроиться на дорогу было непросто, но Дорожкову повезло: нескольких кочегаров призвали в армию.

В здешнем хозяйстве тяги насчитывался десяток паровозов, в том числе и тот, что стоит сейчас на постаменте, Гр, выпущенный в ГДР в 1951 году.
«Поездить довелось на всех локомотивах, в основном от Бодайбо до Артёма. Каждый день в девять утра туда уходил пассажирский поезд, в шесть вечера возвращался. Тогда и с будущей супругой Любовью Александровной познакомился – она работала проводником», – вспоминает Тарас Васильевич.

Из кочегаров он дорос до помощника машиниста, а машинистом стал уже после закрытия дороги – водил паровоз по портово-выгрузочному участку, развозил по складам доставленные на Север по реке грузы.

А вот нынешний паровоз-памятник после демонтажа дороги какое-то время был бесхозным, пока советская власть всё-таки не решила воздать ему должное. В последние годы шефство над единственным в Бодайбо паровозом взял преемник Центральных ремонтных мастерских – ООО «Ленское ремонтное электромеханическое предприятие». Как рассказал его директор Владимир Хлызов, в нынешний День железнодорожника ремонтники установили на историческом локомотиве памятный знак и, конечно, пригласили на это событие Тараса Васильевича с супругой.

Посвежевший паровоз, который до сих пор находится в рабочем состоянии, сегодня не только зримое свидетельство минувшей эпохи, того факта, что первый паровозный гудок в Восточной Сибири прозвучал не в губернском Иркутске, а почти за тысячу километров от него, на берегах угрюмого Витима. Гр под номером 352 продолжает служить людям, как и те автодороги к золотоносным приискам, что проложили поверх железнодорожных насыпей. Дорога – это всегда жизнь, а не только путь к золоту.

Сергей Кез,
соб. корр. «Гудка»
Иркутск


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31