09 августа 2020 17:20

Рельбус не по карману

В 2015 году пригородный железнодорожный транспорт в Кировской области ждут большие перемены.
Межобластные вагоны, курсирующие с тепловозами по линиям без электротяги (их в регионе 500 из 900 км), пришла пора списывать, а вариант их замены рельсовыми автобусами, которые готова дать в аренду Горьковская дирекция моторвагонного подвижного состава, не устраивает ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания».

Рельсовые автобусы РА2, которые дирекция, по словам первого заместителя её начальника Дмитрия Гладкова, с удовольствием предоставит в аренду для работы в Кировской области, вроде бы идеально подходят для работы на линиях Киров – Сусоловка и Яр – Верхнекамская. Топлива потребляют немного, быстро разгоняются и сбрасывают скорость, двери открываются и закрываются автоматически – это позволяет экономить пару минут на каждой остановке, а в итоге может ускорить поездку на добрых полчаса. И вместимость для этих маршрутов подходящая: пассажиропоток не очень большой. И при этом в РА2 две кабины, а значит, не нужно маневрировать, чтобы изменить направление на конечной станции.
«Всё это, конечно, замечательно, – заметил начальник пассажирской службы ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» Леонид Тихонов. – Было время, нам очень хотелось работать с таким подвижным составом, но сейчас относимся к такой перспективе как к жёсткой необходимости».

Дело в том, что аренда рельбусов подорожала почти вдвое, и заполучить на время РА2 стоит сейчас существенно дороже, чем четырёхвагонную электричку или тепловоз с вагонами. В пригородной компании подсчитали: чтобы при использовании такого подвижного состава сошлись концы с концами, то есть доходы сравнялись с расходами, в поезде за полную стоимость должны ехать 456 пассажиров. А мест в нём всего 222.

В такой ситуации можно, конечно, просить у региональной власти увеличить компенсации выпадающих доходов. Но Кировская область в переговорах с перевозчиком, напротив, поднимает вопрос уменьшения дотаций: мол, на чём бы ещё?

Между тем в некоторые северные районы Кировской области доехать можно только поездом: нормальных автодорог в этих направлениях просто нет.

Понятно, что стоимость аренды рельбусов взята не с потолка: для железных дорог такой подвижной состав пока редкость, технологические линии по его ремонту только разворачиваются, оснащаются и ещё не приносят дохода. Но и перевозчика можно понять. Из-за неполной компенсации регионами выпадающих доходов Волго-Вятская пригородная пассажирская компания сама в долгах – той же Дирекции моторвагонного подвижного состава должна десятки миллионов рублей. Однако никто не позволит перевозчику закрыть безальтернативные, по сути, маршруты. И аренда рельсовых автобусов, вероятно, единственный выход. Только возникает вопрос: долго ли компания сможет поддерживать убыточные перевозки? РА2, которые предлагает арендовать Горьковская дирекция, освободились недавно – от них отказалась компания-перевозчик ОАО «Содружество» из соседнего региона. За 2014 год она закрыла около 600 км пригородных линий с автономной тягой. Эти маршруты всегда требовали больше эксплуатационных расходов, чем линии, где можно пустить электричку: и топливо, и подвижной состав дороже, а пассажиропоток меньше. Но сейчас расходы стали непомерны.
«Одной из причин, по которым мы вынуждены закрыть маршруты, стал неподъёмный рост стоимости аренды рельбусов – почти в два раза, – сказал начальник пассажирского отдела ОАО «Содружество» Николай Еремцов. – В случае их использования заказчики перевозок – республики Татарстан и Чувашия – категорически отказываются рассматривать вопрос компенсации выпадающих доходов на таких маршрутах. Регионы уже пустили автобусные маршруты параллельно линиям, по которым ходили РА2».

Николай Морохин,
соб. корр. «Гудка»
Нижний Новгород
Фото автора



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31