22 сентября 2021 04:49

Прозрачные «нитки»

Вряд ли кто сегодня усомнится в том, что новая технология управления движением грузовых поездов по расписанию приносит свои плоды. Это не только источник дополнительных доходов ОАО «РЖД», но и увеличение скорости движения, а значит, и сокращение сроков доставки, причём в среднем на двое-трое суток.

Эти и другие преимущества уже оценили потребители транспортных услуг, и особенно на Свердловской дороге. Никаких нарушений в подаче подвижного состава и времени отправления поездов не было даже во время пиковых нагрузок в июле – сентябре.

О высоком уровне обслуживания клиентов свидетельствует и статистика: на сети порядка 80% таких поездов отправляются и 87% прибывают в строгом соблюдении с договорными обязательствами, а нарушения главным образом происходят по вине самих грузовладельцев.

И всё же остаются вопросы. Например, не ущемляются ли интересы других участников перевозочного процесса, которые пользуются тем же маршрутом, где идут поезда по расписанию, они-то пока предпочитают отправлять груз по старинке, очевидно, руководствуясь принципом тише едешь – дальше будешь?

Есть вопросы и по тарифообразованию, в части учёта стоимостных характеристик предъявляемого груза, дальности перевозок – словом, нет чёткого понимания составляющих тарифа. От лица ратующих за его «прозрачность» выступает ФАС. Это антимонопольное ведомство предлагает предоставлять «нитки» графика в рамках так называемой коммерческой инфраструктуры рынка по опыту немецких коллег. Но для этого нужен резерв пропускных способностей, а у нас на главных направлениях его нет. Реальность пока не позволяет свободно продавать «нитки» графика. Но если это станет возможно, не появится ли кое у кого желание скупить эти «нитки» оптом или в розницу, а затем и поспекулировать ими? Между тем резервирование «ниток» возможно. Но только на долгосрочной основе, под гарантированные объёмы и на определённых направлениях, на условиях взаимной ответственности, как это сейчас нередко и практикуется.

Игра стоит свеч. Ведь помимо отмеченного уже повышения скорости доставки положительный эффект кроется ещё и в гарантированном вывозе грузов, и в снижении претензий к ОАО «РЖД» за нарушение сроков доставки, и, наконец, в ослаблении нагрузки на инфраструктуру из-за уменьшения нерациональных перевозок. В результате все стороны в выигрыше.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30