06 августа 2020 13:34

Борьба за энергию

Компания снижает суммарное потребление ресурсов

Главная причина серьёзного отношения к вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности – гигантские расходы компании на топливно-энергетические ресурсы (ТЭР).
В общей структуре затрат они составляют порядка 20%. В прошлом году филиалы ОАО «РЖД» израсходовали на эти цели более 210 млрд руб.

Вопросы энергоменеджмента в ОАО «РЖД» обсуждали участники сетевой специализированной школы, проведённой в Адлере.
«Основополагающие документы в определении энергетической политики компании – это Энергетическая стратегия холдинга, программа её реализации, Программа энергосбережения ОАО «РЖД» на период 2013–2014 годов, сформированная по результатам энергетического обследования, и стандарт РЖД «Система управления энергоэффективностью производственных процессов», – напомнил заместитель начальника отдела департамента энергетической политики ОАО «РЖД» Алексей Селютин. Он отметил, что энергетическая стратегия холдинга была разработана более 10 лет назад, практически в первый год после начала операционной деятельности компании.

В России в отличие от некоторых соседних стран законодательно не закреплены требования по энергоменеджменту.
«В законе Казахстана, например, прямо прописана необходимость внедрения и сертификации системы энергоменеджмента в соответствии с требованиями стандарта ISO 50001, – рассказал председатель правления ООО «ФИНЕКС» Антон Воробьёв. –

У нас такого пока нет, но все крупные энергетические, металлургические и другие компании тем не менее разрабатывают и внедряют у себя такую систему. ОАО «РЖД» идёт в том же направлении».

По его словам, внедрение системы энергетического менеджмента даёт сразу ряд эффектов. Финансовый позволяет сократить расходы на приобретение ТЭР, улучшить показатели, обеспечить привлекательность и рост капитализации. Репутационный – это привлекательный имидж компании в глазах бизнес-партнёров, населения, органов власти. Организационный – вовлекает все категории персонала в энергосбережение путём информирования, мотивации, развития корпоративной культуры.
«Анализ, проведённый в аппарате управления ОАО «РЖД» и на Октябрьской дороге, показал, что часть требований системы энергоменеджмента выполняется, часть – нет, – продолжил Антон Воробьёв. – К примеру, индикаторы энергоэффективности в недостаточной степени соответствуют требованиям энергостандарта, не определена энергетическая базовая линия, необходимо продолжать и развивать начавшееся обучение персонала требованиям энергоменеджмента».

Парадокс, но, по признанию участников школы, внедрение энергоэффективных технологий не всегда приводит к экономии ресурсов. Причина – изношенность инфраструктуры. К примеру, перевод станции на энергосберегающее освещение может не снизить, а напротив, повысить расход электроэнергии, поскольку прежнее освещение не соответствовало нормам.

И всё же внедрение системы энергоменеджмента необходимо – слишком велики затраты. «По итогам прошлого года доля расходов на приобретение топливно-энергетических ресурсов во всех видах деятельности ОАО «РЖД» составила 17,8% всех эксплуатационных расходов, – проинформировал начальник отдела управления планирования и нормирования материально-технических ресурсов компании Владимир Фролов. – В этом году доля уже составляет 20,4%. Из них 36,1% идёт на дизельное топливо, 46,4% – на электроэнергию для тяги».

Разработана методика планирования и нормирования ресурсов для пригородного движения, которая позволяет рассчитать норму потребления ресурсов для конкретного поезда с учётом количества остановок, температуры наружного воздуха, наличия отопления и кондиционирования в составах. С её помощью можно также рассчитать норму для поездоучастка и в целом по депо.

Есть и методика динамического нормирования грузового и пассажирского движения, которая отрабатывается на Южно-Уральской дороге. «Апробация проходит тяжело, много подводных течений, – сообщил Владимир Фролов. – На момент разработки методики не были учтены многие факторы, в итоге фактический расход значительно отличается от нормы. Сейчас она дорабатывается».

Кроме того, закончена разработка нормирования маневрового движения, ведётся работа над хозяйственным движением, доля расходов которого на дизельное топливо составляет 14%.

Разрабатываются также методики осмотра локомотивов, выходящих из ремонта, с точки зрения их энергоэффективности. «Первоначально на примере тепловоза 2ТЭ116У мы сделали расчётную оценку влияния изменения технического состояния оборудования на его энергоэффективность в эксплуатации, – пояснил заведующий сектором ОАО «ВНИКТИ» Игорь Нестеров. – Подразумевалось, что изменение технического состояния оборудования может происходить от допущенных при ремонте отступлений. Установили, что определяющее влияние на энергоэффективность тепловоза оказывают параметры дизеля. Так, увеличение удельного расхода топлива на 20% от минимальных характеристик, которое может быть следствием допущенных отступлений при ремонте, снижает КПД тепловоза на 16%».

Впрочем, по мнению участников школы, при разработке методики нужно учитывать не только характеристики тягового двигателя и дизель-генераторной установки, но и такие параметры, как развеска, диаметры бандажей и т.д. Также требует доработки и тема показателей и индикаторов энергетической эффективности электровозов.

Несмотря на все сложности, энергоменеджмент в ОАО «РЖД» развивается. По оценке Международного энергетического агентства и Международного союза железных дорог, холдинг остаётся в числе лидеров среди железнодорожных компаний мира по энергоэффективности грузовых и пассажирских перевозок. Даже при росте в последние годы проведённого грузооборота компания снижает суммарное потребление ТЭР, хотя доля расходов на топливо в себестоимости постоянно растёт из-за повышения цен на энергоресурсы.

По мнению специалистов, потенциал снижения энергозатрат в ОАО «РЖД» с учётом внедрения инноваций оценивается в 10–15%, притом что по сравнению с базовым 2000 годом этот показатель уже снизился на 20%.

Игорь Евдокимов,
соб. корр. «Гудка»
Адлер


Справка «Гудка»
Энергетический менеджмент – часть общей системы корпоративного управления, которая обладает чёткой организационной структурой и ставит целью достижение положений, указанных в энергетической политике, посредством реализации программ по энергосбережению и повышению энергоэффективности.
Система энергетического менеджмента – набор взаимосвязанных или взаимодействующих элементов, используемых для разработки и внедрения энергетической политики и энергетических целей, а также процессов и процедур для достижения этих целей. Система энергетического менеджмента основана на стандарте ISO 50001:2011 и его русском аналоге ГОСТ Р ИСО 50001-2012.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31