22 сентября 2021 06:33

Большие манёвры

Опыт работы в Усть-Луге растиражируют на другие порты с учётом их специфики

В РЖД рассматривают возможность создания единых маневровых операторов на припортовых станциях Октябрьской, Северо-Кавказской и Дальневосточной дорог.  
Движенцам рекомендовано взять за основу опыт работы единого маневрового оператора «ПУЛ транс» в Усть-Луге. В 2007 году компания была создана для оказания транспортных услуг на подъездных железнодорожных путях станции, обслуживающих морской торговый порт Усть-Луга.

«ПУЛ транс» выполняет роль посредника между структурами РЖД и всеми крупными восьмью терминалами порта. В функции маневрового оператора входят услуги по подаче-уборке вагонов собственными локомотивами от припортовой станции Лужская на пути терминалов, в том числе непосредственно на погрузочно-разгрузочные фронты перегрузочных комплексов терминалов и обратно, диспетчерское руководство в порту осуществляется на основе единой системы портовой диспетчеризации. Единый маневровый оператор также отвечает за текущее содержание внутрипортовой железнодорожной инфраструктуры, обслуживание подъездных путей, принадлежащих терминалам.

«ПУЛ транс» доказал свою эффективность, – отметил начальник отдела внешнеторговых и транзитных перевозок Центральной дирекции управления движением Алексей Кузнецов на научно-практическом семинаре по изучению опыта ОЖД по организации маневрового обслуживания терминалов в порту Усть-Луга, взаимодействия с операторами подвижного состава и морскими перевозчиками. – Этот опыт нужно рассматривать и внедрять с учётом специфики местных условий и на других припортовых дорогах. Такое решение уже есть».

Эффективность работы станции Лужская совместно с единым маневровым оператором очевидна. Так, 23 сентября на станции ритмично выгрузили 3333 вагона. В прошлом году максимум был 1600.

Как рассказал начальник Санкт-Петербург-Витебского центра организации работы железнодорожных станций Роман Горин, это достигнуто за счёт слаженной работы единого маневрового оператора, железнодорожников, собственников терминалов, портовиков. На Лужской работают два диспетчера. Станционный диспетчер отвечает за организацию приёма и отправления поездов и плана их подвода. А диспетчер «ПУЛ транс» занимается организацией маневровой работы, а также взаимодействием с терминалами.

Есть своя специфика и у Лужской: все процессы на станции организованы таким образом, чтобы она работала в такт с портом. Такт «станция – порт» важен, поскольку главный принцип работы припортовой станции – привезти не как можно больше груза, а именно такое его количество, которое смогут переработать терминалы, чтобы всё было полностью выгружено.
«Если работа в такт получается, мы достигаем максимальной выгрузки, а если везём как можно больше, это может привести к появлению «брошенных» поездов», – отметил Роман Горин. По его словам, за период с начала года к уровню прошлого года на 119 поездов, т. е. на 40% было сокращено количество брошенных поездов назначением на станцию Лужская.

Кроме того, наличие у «ПУЛ транса» девяти собственных локомотивов даёт и чисто экономическую выгоду. Так, учитывая методику расчёта и производительность локомотива, затраты на использование одного локомотива и одного составителя в собственности «ПУЛ транса» в месяц обходятся на 20–25 % дешевле, чем аналогичные затраты при условии собственника РЖД. «С начала года экономия за счёт использования локомотивной тяги составила несколько миллионов рублей, – сказал Роман Горин. – А к 2020 году при запланированной среднесуточной выгрузке 5,5 тыс. вагонов будут работать до 38 локомотивов единого маневрового оператора. Экономия вырастет в разы».

К 2020 году на Лужской в условиях реконструкции и строительства новых парков и терминалов прогнозируется значительный прирост объёмов навалочных грузов, минеральных удобрений, глинозёма, алюминия, зерновых, контейнеров, сжиженных углеводородных газов.

Кроме того, на станции начнёт работать сортировочная горка, аналогов которой в России ещё нет. Система автоматического роспуска вагонов позволит выполнять эту операцию без участия оператора и машиниста. Проектная мощность горки, которую планируется сдать к концу 2015-го – 5 тыс. вагонов в сутки.

В перспективе работа станции и порта будет выстроена по принципу «одного окна». Специально для этого в порту создаётся информационно-управляющий логистический центр. Он должен стать технологической платформой для взаимодействия между дорогой, грузоотправителями, паромами, терминалами и государственными контрольными органами.

Начальникам Северо-Кавказской и Дальневосточной дирекций управления движением рекомендовано рассмотреть в срок до 15 октября возможность применения передового опыта на припортовых узлах с учётом местных условий.

Яна Позолотчикова,
соб. корр. «Гудка»
Санкт-Петербург

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30