10 декабря 2019 09:12

Доверяй, но проверяй!

Центр внутреннего контроля и аудита ОАО «ФПК» (дочернего общества РЖД) контролирует соблюдение правил перевозок пассажиров на железнодорожном транспорте c момента создания Федеральной пассажирской компании. По словам начальника Центра внутреннего контроля и аудита Новака В.М., за год центром проверяется более 20 тыс. пассажирских поездов, 10 тыс. вагонов-ресторанов, 7 тыс. багажных и почтовых вагонов, принадлежащих как ОАО «ФПК», так и другим собственникам.
Основные нарушения, с которыми сталкивается ревизорский состав центра в ходе проведения контроля, – это проезд граждан без проездных документов, провоз ими ручной клади сверх установленной нормы. Контролем также устанавливаются случаи несоблюдения технологий в работе структурных подразделений ОАО «ФПК».

На первых порах в ходе проверок ревизорский состав столкнулся со сложностью определения подлинности проездных документов, находящихся у пассажиров. Главным конструктором системы АСУ «Экспресс» Марчуком Б.Е. проблема определения легитимности проездных документов неоднократно отмечалась в отраслевых изданиях. Отсутствие возможности определения подлинности проездного документа в режиме онлайн грозило нарастанием негативной тенденции по предъявлению пассажирами фальшивых билетов.

Остро встал вопрос о создании автоматизированной системы контроля.

В 2012 году в ОАО «ФПК» было разработано техническое задание для изготовления программно-технического комплекса «Ревизор» (ПТК «Ревизор»), который должен был автоматизировать процесс проверки предъявленных пассажирами проездных документов непосредственно в пассажирских поездах. А в 2013 году такие комплексы были разработаны и изготовлены. После успешного тестирования они поступили в Центр внутреннего контроля и аудита, и в настоящее время контроль на пассажирских поездах производится с применением указанного комплекса.

ПТК «Ревизор» значительно упростил процесс проверки проездных документов. В настоящее время, считывая штрих-коды проездных документов, комплекс автоматически сверяет полученные данные с данными, находящимися в АСУ «Экспресс», и при наличии каких-либо несоответствий информирует об этом ревизорский состав звуковым сигналом и соответствующими показателями на экране планшета.

Мало того! С применением комплекса Центру удалось выявить и МВД России совместно с Управлением корпоративной безопасности ОАО «ФПК» пресечь канал изготовления и сбыта поддельных проездных документов.

Теперь своевременно выявляются и пресекаются случаи посадки в пассажирские поезда граждан, пытающихся оформить электронные проездные документы различными незаконными способами через Интернет или терминалы самообслуживания.

Достигнуты результаты при использовании ПТК «Ревизор» и в ходе проверок проездных документов, оформленных для проезда организованных групп пассажиров. Их перевозку осуществляют различные фирмы, оказывающие туристические услуги. С начала 2014 года выявлено более 100 случаев неправомерного проезда пассажиров в таких группах. По каждому случаю ОАО «ФПК» принимает решение о целесообразности дальнейшего сотрудничества с такими фирмами. Ведь основная масса перечисленных нарушений подпадает под действие федерального закона Российской Федерации «О транспортной безопасности».

Ввод в практику ПТК «Ревизор» позволил решить вопрос надлежащего оформления проезда пассажиров, находящихся в вагоне без проездных документов. Если пассажир путешествует «зайцем», комплекс, взаимодействуя с веб-порталом РЖД, дает возможность получения справочной информации о наличии свободных мест, стоимости поездки и последующего оформления электронных проездных документов с их регистрацией непосредственно в поезде.

По всем нарушениям, выявляемым работниками центра в ОАО «ФПК», проводятся оперативные совещания, вырабатывающие меры по их устранению и недопущению в будущем.

В настоящее время рассматривается вопрос о вводе в эксплуатацию комплекса нового поколения, на основе уже существующего ПТК «Ревизор». Он имеет меньшие размеры и позволяет оформлять проезд пассажиров с использованием банковских карт.

Кроме того, прорабатывается вопрос отражения полученной с комплекса информации в режиме реального времени на информационные ресурсы ОАО «ФПК» для оперативного реагирования на различные нарушения, выявляемые в пассажирских поездах.

Центром принимается активное участие в построении с применением современных технологий эффективной системы внутреннего контроля и аудита компании, особое внимание в которой отводится разработке и предоставлению четких и рациональных рекомендаций по доработке контрольных процедур, нацеленных на предупреждение и своевременное выявление ошибок, нарушений и финансовых потерь при обслуживании пассажиров в пассажирских поездах.

Павел Владимиров



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Выбор редакции

Летний призыв