19 ноября 2019 06:02

Возврат на исходную

Промпроизводство вновь утратило статус драйвера экономического роста

Экономике России пока удалось избежать рецессии. Но ситуацию сложно назвать оптимальной. Летом резко ухудшилось положение дел в промышленности, а совсем недавно глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев именовал её «локомотивом роста». Но невыразительными выглядят также другие результаты реального сектора. На эти изменения реагирует КаргоИндекс.
Несколько месяцев назад в правительстве опасались, что по итогам июня текущего года в экономике страны будет зафиксирована техническая рецессия (отсутствие роста на протяжении двух кварталов подряд). Однако теперь и в Центральном банке, и Минэкономразвития РФ говорят, что этого удалось пока избежать. Правда, картина далека от идеала. Так, в первый месяц лета, по оценке Минэкономразвития РФ, ВВП подрос в годовом сопоставлении только на 0,6% против 1,3% в мае. А с исключением сезонного и календарного факторов вовсе зафиксировано снижение на 0,2%.

Интересен не только общий тренд, но и то, что оказывает влияние на его формирование. Ведь заметно теряют позиции прежние драйверы. В мониторинге Минэкономразвития РФ прямо говорится об ухудшении экономических тенденций.

Ольга Изряднова из Института Гайдара обращает внимание на замедление темпов роста розничной торговли. Действительно, в июне её объём увеличился в сравнении с тем же периодом минувшего года лишь на 0,7%. В мае было плюс 2,1%, а ещё недавно розница стабильно прибавляла по 5–7% в месяц.

Торможение отмечается в сельском хозяйстве, где также в последнее время картина была ровной. Объём сельхозпроизводства в июне увеличился на 1,4% против прибавки на 1,8% в мае.

Но наиболее неприятным сюрпризом являются результаты работы промышленности: по данным Росстата, производство в июне выросло к тому же периоду прошлого года лишь на 0,4%. Эта цифра для многих экспертов стала настоящим шоком. Например, консенсус-прогноз Интерфакса говорил об ожиданиях 1,6% роста. «В результате оказался нивелирован подъём предшествующих месяцев (на 2,4%– в апреле и на 2,8% – в мае. – Ред.), и по итогам квартала (июнь к марту) прирост выпуска составил незначительные 0,1% в месяц», – говорится в аналитической записке Центра макроэкономического анализа и краткросрочного прогнозирования (ЦМАКП).

По мнению Минэкономразвития РФ, за резким торможением промышленности «стоит исчерпание ряда эффектов». Речь идёт, в частности, о позитивном влиянии от снижения курса рубля, а также о работе отечественных предприятий на замещение поставок товаров из Украины. Если бы этих факторов не было вовсе, то, как отмечают эксперты ЦМАКП, вместо роста «уже наблюдалось бы слабое сокращение объёмов производства».

Опросы руководителей промышленных предприятий, которые проводит Росстат, не дают особых надежд на изменение ситуации в обозримой перспективе. В частности, сокращается средний уровень загрузки мощностей в промышленности. В июле показатель составил 61%, и в Центре конъюнктурных исследований НИУ-ВШЭ отмечают, что в последний раз столь низкое его значение фиксировалось три года назад.

Есть, правда, хорошие известия: по данным Росстата, в июне был подъём там, где долгое время уже позитивных перемен не наблюдалось. Так, после 11-месячного перерыва в годовом сопоставлении вырос объём выполненных работ в строительстве (на 1,2%). Кроме того, в первый месяц лета увеличились инвестиции в основной капитал (на 0,5%). Однако и в том, и в другом случае прибавка получена от низкой базы, так что свою роль играет иллюзорный статистический эффект.

На этом фоне не выглядит странным, что и железные дороги России не могут продемонстрировать высокие результаты работы: в июне объём погрузки сократился к тому же периоду предыдущего года на 2,8%, а в июле – на 3,3%.

Это отразилось на динамике КаргоИндекса. Хотя его абсолютное значение прибавило в июле к июню три пункта, до 105,9%, произошло это под влиянием сезонного и календарного факторов. В сопоставлении с аналогичным периодом 2013 года индикатор снизился на 5,8% (в июне было минус 4,2%).

Из входящих в состав расчётной базы КаргоИндекса составляющих наибольшее сокращение погрузки произошло по строительным грузам (на 23,1%). Чувствительно «просел» также цемент (на 7,4%).

Кроме того, снизилась погрузка цветных металлов (на 3,4% в годовом сопоставлении). Главным поставщиком новостей индустрии стал «Русал». Компания объявила, что договорилась со всеми кредиторами о рефинансировании ранее выпущенных займов на общую сумму в $5,15 млрд. «Это позволит существенно улучшить профиль долга, а также даст возможность сохранить устойчивую позицию по ликвидности в преддверии роста на алюминиевом рынке», – считает директор по стратегии, развитию бизнеса и финансовым рынкам «Русала» Олег Мухамедшин.

В небольшом минусе в июле была также погрузка нефтяных грузов (на 1,3%). Это может быть связано с сокращением перевозок в адрес Украины. При этом в России отмечается рост производства нефтепродуктов: в июле, по данным Минэнерго РФ, первичная переработка сырья на НПЗ увеличилась с 24,1 до 24,6 млн тонн.

На 1,3% возросла погрузка чёрных металлов. Результат мог быть более впечатляющим, если бы не отказ от ряда маршрутов предприятий компании «Мечел», у которой сейчас очень сложная финансовая ситуация. Правительство РФ разработало два варианта спасения компании от банкротства. В обоих случаях, как уточнил помощник Президента РФ Андрей Белоусов, у «Мечела» предполагается смена собственника. В частности, возможно участие в его капитале государственного института развития – Внешэкономбанка.

Погрузка угля прибавила в июле 3,6% к тому же периоду прошлого года. При этом добыча топлива немного сократилась (с 27,8 до 27,4 млн тонн). Зато вырос экспорт: по данным Минэнерго РФ, в июле он составил 13,2 млн тонн против прошлогодних 12,2 млн.

Ощутимо увеличилась погрузка удобрений (на 5,2% в годовом сопоставлении), которые идут в основном за рубеж. На ближайшую перспективу у крупнейшего игрока рынка – «Уралкалия» – неплохие планы. Директор по маркетингу и продажам компании Олег Петров сообщил, что планируется договориться с Китаем об увеличении на 10% цены в контракте 2015 года. Основанием для этого, по словам Олега Петрова, является ожидаемый рост глобального спроса.

Также было отмечено увеличение погрузки лесных грузов (на 8,1% в сравнении с тем же периодом 2013 года). Это вновь связано с действиями Китая, который планомерно наращивает закупки. Причём Поднебесная приобретает древесину, даже несмотря на то, что в её портах, как было сказано на июльском заседании ассоциации «Дальэкспортлес», уже скопился двухмесячный запас потребления.

Наиболее значительную прибавку в процентном выражении получила погрузка зерна (сразу на 28,6%). Начало нового сельхозгода (длится с июля по июнь) было успешным для России. На экспорт поставлено почти 2,9 млн тонн зерна, что является рекордом для этого месяца (прежний максимум был в 2011 году, тогда вывезли 2,5 млн тонн). Всего же при ожидаемом урожае в 100 млн тонн (в 2013-м было 92,4 млн) экспортный потенциал оценивается в 30 млн тонн (по сравнению с 25,2 млн прошлого сельхозгода).

Юлия Громадская






Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Выбор редакции

Летний призыв