22 февраля 2019 20:14

Будущее выбираем... в музее

Сегодня эта экспозиция столичной магистрали не уступает многим признанным «хранилищам истории» Москвы

В год 55-летия Московской железной дороги деятельность её музейного комплекса приобретает особое значение. Хотя бы потому, что сегодня он становится не только хранителем наследия прошлых эпох, но и активным участником медийного пространства, занимающимся популяризацией технических и научных достижений, социальных и культурных преобразований, наконец, образа жизни железнодорожников в различные периоды истории.
В этот день в фойе музея, разместившегося в двух шагах от Павелецкого вокзала столицы, было многолюдно: на цокольном этаже работала игротека «Паровозия» для детей от двух до семи лет. Ребятишки, удобно расположившись на большом ковре, собирали макеты железной дороги. А их мамы в это время изучали стенды, посвящённые «взрослой» магистрали.
– Да, и такие маленькие посетители для нас уже не в новинку, – улыбнулась, заметив моё удивление, директор музея Надежда Александрова. – Мы всё чаще организуем разнообразные семейно-познавательные мероприятия, считая их весьма эффективной формой пропаганды и железнодорожного транспорта, и Московской железной дороги, которой в нынешнем году исполняется 55 лет.

В юбилейном для столичной магистрали году у музейщиков особенно много работы. Вот-вот откроются выставки, посвящённые 110-летию со дня рождения инженера путей сообщения, изобретателя, лауреата Государственной премии СССР Фёдора Барыкина и 80-летию учреждения знака «Почётный железнодорожник». К июлю готовится экспозиция, приуроченная к 100-летию начала Первой мировой войны.
– К сожалению, эта война почти забыта. А ведь для железнодорожного транспорта она стала важной исторической вехой, – отмечает Надежда Владимировна. – Сегодня мало кто знает, что до 1905 года магистрали в России в основном были частными. Это создавало трудности в снабжении армейских подразделений, находящихся на Дальнем Востоке, что и стало одной из причин поражения нашей страны в Русско-японской войне.

Основное же событие года – открытие экспозиции, посвящённой юбилею столичной магистрали, состоится здесь в преддверии Дня железнодорожника.
– После долгих переговоров с участием Министерства культуры РФ достигнута договорённость о предоставлении нам для временного экспонирования 67 единиц, из которых 14 – действующие макеты из собрания Политехнического музея. Среди них – модель паровоза братьев Черепановых, – сообщила Надежда Александрова. – Под эти экспонаты уже заказываются специальные витрины.

Кроме того, сейчас в компании рассматривается предложение музейщиков МЖД организовать на их площадке и торжественное празднование 55-летия дороги.
– Для этого у нас есть всё необходимое – обширная территория сквера, хорошее помещение, современные технические средства, – считают и директор, и её подчинённые. – К тому же, что немаловажно, у «хранилища истории» появится возможность напомнить железнодорожникам о своём существовании.

Музей МЖД относительно молод – он открылся в 2001 году, в канун празднования Дня железнодорожника в Царской башне Казанского вокзала. А ровно 10 лет спустя вниманию общественности была торжественно представлена его обновлённая экспозиция, расположившаяся в здании по соседству с Павелецким вокзалом. Вторая площадка, на которой разместилась техника, находится в районе Рижского вокзала. Ей в этом году исполняется 10 лет. Конечно, такому молодому корпоративному музею сложно конкурировать со столичными собратьями, созданными много десятилетий назад. Тем более, что он не входит в сферу влияния Министерства культуры РФ. Но его фонды, техническое оснащение, а также постоянное стремление персонала учитывать современные тенденции, в частности, участие в такой популярной акции, как «Ночь музеев», не уступают многим из признанных ныне лидеров музейного дела Москвы.

Впрочем, даже в условиях ограниченного информационного поля количество посетителей здесь растёт. В 2013 году обе главные площадки – на Кожевнической улице и на Рижском вокзале – посетили более 51 тыс. человек. Это на 20% больше, чем в 2012 году. Хорошая тенденция, и связана она в первую очередь с активностью музейщиков в медийном пространстве.

В 2014-м, объявленном в России, как известно, Годом культуры, музей МЖД активно заявляет о себе и на федеральном уровне. В частности, участвуя во всероссийской олимпиаде для школьников «Музеи. Парки. Усадьбы». Программа олимпиады разработана так, что для успешных ответов на вопросы нужно посещать музеи.
– После подведения итогов её первого этапа наш рейтинг значительно повысился. Сегодня мы занимаем четвёртое место в табели о рангах музеев Москвы, – заметила Надежда Владимировна.

Фонд музея огромен. Одних только локомотивов насчитывается 69 единиц. Многие из них весьма преклонного возраста. Есть и редкие экземпляры. И они нуждаются в уходе.
– Для того чтобы сегодня довести до уровня музейного экспоната только один локомотив, требуется около 2,5 млн руб. Некоторым нашим экземплярам нужна глубокая реставрация, – замечает моя собеседница.

Сотрудники музея хорошо понимают, в чём состоит их миссия. Помимо сохранения бесценных исторических артефактов, это – популяризация профессии железнодорожника.
– Любая корпорация создаёт музеи, чтобы рассказать о своей отрасли и привлечь к ней внимание людей, – считает Надежда Владимировна. – В своё время и наше собрание было сформировано с этой целью. А сейчас стоит задача выхода на новый уровень. Мне кажется, что мы можем стать основой для создания единого музея ОАО «РЖД». Наша площадка – самая современная среди аналогичных структур на железных дорогах. Она находится в столице, там же, где размещается и штаб-квартира компании.

Пока же, по мнению Надежды Александровой, необходимо уделять больше внимания филиалам, а также создавать передвижные экспозиции, которые помогают «рекрутировать» людей в отрасль. Возможно, для этого необходимы такие же социальные программы, какие сейчас существуют для детских железных дорог.

Уходя, я поинтересовался у одной из молодых мам, гуляющих по залам, понравилось ли ей здесь.
– Я и не знала, что железная дорога может быть такой интересной, – сказала мне Анна Егорова. – Очень рада, что привела сюда сына. Когда вырастет, может быть, он пойдёт учиться в МИИТ.

Александр Чеков
Фото автора



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Выбор редакции

Летний призыв