23 февраля 2019 17:34

Защитная реакция

Тема диплома должна отвечать потребностям отрасли

Защита диплома – самое последнее, но не самое простое испытание в жизни студента. И его результат во многом зависит от выбранной темы. Этот выбор не должен быть формальным, уверены студенты и преподаватели.
«Мой дипломный проект посвящён автоматизации выгрузки отчётности топливно-энергетических ресурсов в депо Омск. Вместо 5 часов работы на это потребуются минуты», – раскрывает суть своего проекта студентка 5-го курса ОмГУПСа Татьяна Черкасова.

Как и другим студентам-целевикам, тему диплома Татьяне подсказали на предприятии, где и будет внедряться инновация. Зная потребности и возможные пути оптимизации работы, руководители на местах очерчивают для дипломника круг вопросов, а затем вместе с ним определяют, на чём лучше сосредоточиться. Как правило, такое предварительное обсуждение происходит на производственной практике после 4-го курса, окончательно же тема формулируется на практике преддипломной.

К её разработке активно подключаются и в вузах. По словам проректора ПГУПСа по учебной работе Людмилы Блажко, все будущие дипломные работы студентов обсуждаются на выпускающих кафедрах, преподаватели вносят свои предложения и коррективы. «Каждый диплом утверждается как со стороны дороги, так и со стороны университета. Так мы добиваемся объективности и актуальности работ», – поясняет она.

Чем больше инициативы при этом проявит студент, тем интереснее для него окажется тема и тем глубже он постарается в неё окунуться. Естественно, это будет полезно и для производственной деятельности предприятия. Но иногда чрезмерная осторожность руководителей практик на местах при рекомендации дипломных тем мешает молодым изыскателям взяться за решение по-настоящему важной и актуальной проблемы.

Такого рода недоверие к студентам, по замечанию педагогов, может быть оправданно. «Давать человеку, не имеющему опыта, какие-то серьёзные задачи для последующего их решения рискованно: а вдруг не справится? Поэтому на предприятиях часто идут проторенной дорогой и дают студенту какую-то ознакомительную тему, минимальный кусок для разработки», – говорит заместитель директора по учебной работе Института автоматики, телекоммуникаций и информационных технологий ОмГУПСа Александр Шилер.

Вдобавок у дипломников катастрофически мало времени на актуальные новаторские дипломные проекты. Около месяца уходит на преддипломную практику, ещё столько же – на подготовку к госэкзаменам. «На диплом остаётся 3,5 месяца, а этого недостаточно. Мы стараемся убедить студентов как можно раньше начинать заниматься реализацией технического проекта», – говорит Александр Шилер.

Нецелевикам темы для дипломов приходится выбирать самостоятельно или получать в вузе. И в этом случае вопрос глубокого изучения встаёт ещё острее. Старший электромеханик Московско-Ярославской дистанции СЦБ станции Лосиноостровская Московской дирекции инфраструктуры Сергей Кульков, в недавнем прошлом выпускник вуза, знает немало примеров безынициативности среди таких дипломников: «Многие совершенно не думают о том, как и где они будут работать. Им неинтересно даже практику проходить на предприятии: она, как правило, мало оплачивается».

Впрочем, проректор РГУПСа Александр Челохьян уверен, что старательных студентов с интересными работами меньше не становится. «Их число растёт вместе с появлением «центров притяжения»: конструкторских бюро, лабораторий. Мы уходим от бумажной отчётности и отслеживаем их реальную работу. Есть и преподаватели, способные заинтересовать студентов, помочь разработать что-то стоящее. А студенты, которым от вуза нужна лишь корочка, были всегда, но их не так много, и это радует», – отмечает проректор.

Мария Хлопотина



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Выбор редакции

Летний призыв