28 октября 2021 12:03

Аристократы локомотивной тяги

Мастерство и гражданская ответственность вперёдсмотрящих заслуживают высокого уважения со стороны их руководителей и российского общества в целом

Тема разговора с начальником Московской дирекции тяги – локомотивные бригады. Престиж профессии и факторы, влияющие на его повышение, качество работы машинистов и их подготовка в современных условиях – эти и другие вопросы были в центре внимания в ходе беседы.
Андрей Казаков, начальник Московской дирекции тяги
– Андрей Викторович, сегодня мы говорим о локомотивных бригадах. А знаете ли вы предмет разговора, что называется, изнутри?
– А как же иначе? В своё время я окончил техникум железнодорожного транспорта, работал помощником, машинистом электровоза. Сдал экзамены на второй класс. При любой возможности, чтобы не утерять навыков, сажусь за контроллер. Недавно побывав в командировке на электровозостроительном заводе в Новочеркасске, неделю осваивал локомотив серии ЭП20. Знаете, получил большое удовольствие от управления этой машиной. Кабина, что в «мерседесе»: микропроцессоры, кондиционер, удобные кресла…

– Несколько лет назад на Московской дороге, в частности, на Мосузле, довольно остро стоял вопрос нехватки локомотивных бригад. Сегодня эта проблема по-прежнему актуальна?
– Нет. Мы резко нарастили темпы приёма и подготовки и, например, в течение последних двух лет приняли 2857 человек, обкатали свыше 1700. Сейчас в дирекции трудится 10526 машинистов и их помощников. Причём среди них практически нет людей пенсионного возраста.
Радует, что трудится немало людей среднего возраста. Это так называемый костяк. Приведу несколько цифр. Тех, у кого стаж от пяти лет до 10 – 12,3%, от 10 – 15,3%. Итого, почти треть от списочного состава – с хорошим опытом работы. Есть и молодёжь. 29,6% работников локомотивных бригад имеют стаж от трёх до пяти лет. Налицо преемственность поколений.
Напомню и об уровне профессиональной подготовки. Больше всего машинистов от числа работающих – ровно треть – имеют второй класс. 27,8% – машинисты третьего класса. Наконец, первый класс у 18,3%. Причём динамика по первому классу положительная. В прошлом году, например, профессионалами столь высокого уровня стали 140 машинистов.

– Не будем скрывать, Андрей Викторович, что в российской столице всё труднее подыскать человека, который стремился бы управлять локомотивом. В чём причины этого, и как в Московской дирекции выходят из положения?
– Причины, наверное, прежде всего в том, что всё больше москвичей нацелены войти в отряд «белых воротничков», благо в столице государства для этого есть немало возможностей.
Кроме того, на рынке труда много вакансий в сфере обслуживания. По сравнению с подобными сегментами транспортная ниша, хотя бы на первый взгляд, в проигрыше: колоссальная ответственность прежде всего за жизни людей, работа иногда за многие сотни километров от дома в выходные и праздничные дни, отрыв от семьи.
Как мы выходим из положения. Ещё в 90-е годы сложилась практика командирования на Мосузел локомотивных бригад с линии. Принимали на работу машинистов и помощников и с других дорог. Но поняли: этот путь в никуда, попадались всякие люди.
Сегодня мобильные колонны, созданные на базе эксплуатационных локомотивных депо Орёл-Сортировочный и Курск-Сортировочный, работают в депо Орехово и Бекасово-Сортировочное. Связано это с увеличением объёмов работы: с Горьковской дороги через Вековку поступает большое количество угольных маршрутов. С помощью таких колонн мы решаем и проблему сверхурочных часов.
Сейчас потребность в командированных из депо Орёл, Брянск, Курск сокращается. Приведу опять же цифры. В Бекасово, помимо 527 местных эксплуатационников, трудится 29 мобильных бригад. В Орехово, где 524 своих машинистов и помощников, – всего 15 мобильных бригад. А со временем и они не понадобятся. С чем это связано?
Год назад в Орехово был сдан 118-квартирный жилой дом, в котором основную долю служебных квартир получили локомотивщики, приехавшие сюда жить и трудиться из регионов Московской дирекции тяги по приглашению дирекции. В Бекасово строится 123-квартирный дом. А в локомотивных депо того же Брянска, Орла, Курска и других вывешены объявления с предложением работать в Бекасово. Таким образом, мы получаем на Мосузле подготовленные кадры, которые хорошо знаем. Люди же спокойно выходят на смену, уверенные, что их тыл обеспечен: рядом семья, хорошие жилищные условия, нормальная зарплата.
Вместе с тем не останутся без работы машинисты линейных депо, ведь если раньше локомотивные бригады ехали из Москвы, то теперь наоборот.

– Кстати, именно зарплата нередко решает проблему выбора дела, которому человек будет служить.
– Не помню, чтобы кто-то отказался от дополнительного рубля. Но я забыл, когда в депо кто-то ставил этот вопрос.
Грамотный, дисциплинированный машинист может заработать, помимо тарифной ставки, и неплохую надбавку к ней. К примеру, единовременно выплачиваемая премия по итогам года за обеспечение безопасности движения достигает 30 тыс. руб.
Есть и другие мотивационные фонды: за выполнение технической скорости – в грузовом движении, за нагон – в пассажирском, за активную работу с книгой замечаний машинистов… В Москве имеется зональная надбавка – 45% от тарифа.

– Чем ещё может привлечь дирекция людей, особенно молодых?
– Конечно, современной техникой. Я уже говорил о своих личных впечатлениях от ЭП20. В прошлом году наша дирекция получила 36 таких пассажирских локомотивов двойного питания, 12 маневровых локомотивов серии ТЭМ7А, другую технику. В текущем году запланировано получение ещё 15-ти электровозов ЭП20, двух маневровых тепловозов ТЭМ7А и семи единиц новейших грузовых тепловозов серии 2ТЭ25АМ.
А часто ли в наше время российские компании берут на себя заботу о постоянном повышении профессионального уровня? Так, как делается это в ОАО «РЖД», на МЖД! Мы по праву гордимся открытым в Москве учебным центром на Пресне. Раз в три года через него должны пройти все эксплуатационники Московской дирекции тяги. Помимо этого, здесь стажируются молодые машинисты, которых только-только обкатали. И, наконец, так называемые штрафники, то есть те, кто допустил какое-то нарушение. Последние, по-моему, должны оплатить свою подготовку здесь, разговор об этом в стадии обсуждения.
Отчитываясь о первых результатах на заседании техсовета нашей головной дирекции, я предложил использовать возможности этого центра для обучения машинистов с других дорог.

– Есть ли отдача от данного проекта?
– С момента открытия центра уровень знаний повысили около четырёх тыс. машинистов и более полутора тыс. помощников. По данным мониторинга, проведённого в июле 2013 года, у тех, кто прошёл обучение на Пресне, на 21,9% снизилось общее количество нарушений, выявленных при расшифровке скоростемерных лент. На 21,2% уменьшилось количество нарушений по управлению тормозами. Мы продолжаем отслеживать динамику, которая, в основном, положительна.

– Андрей Викторович, мы всё о материальном, которое, как ни крути, сегодня имеет определяющее значение. А каков сегодня моральный климат в коллективах? Что, кроме заработка, интересует работников депо?
– Я часто бываю в трудовых коллективах, беседую с людьми. С созданием центра на Пресне, где читаю лекции, появилась новая площадка для общения с теми же машинистами, независимо от места их проживания и депо.
В целом, климат в коллективах здоровый. В депо имеется кадровый костяк. Многих объединяет спорт. Не зря локомотивщики неплохо выступают в соревнованиях по хоккею, футболу, лыжам, волейболу. Большое воспитательное значение имеет деятельность ветеранов, музеев при депо.
На всех предприятиях созданы женсоветы. Особенно активны они в депо Москва-Курская, имени Ильича, Новомосковск. Первая задача, за которую взялись данные общественные объединения, – это работа с молодыми семьями, с жёнами, которые не знают и не понимают особенностей работы машиниста. Поднимают женщины и производственные вопросы, социальные. Там, где мужья стесняются или боятся обозначить проблему, призвать к её решению, их жёны делают это и дипломатично, и эффективно.
Хорошо запомнил выступление в депо Тула одной женщины, чья «вторая половина» трудится в Узловой. «Моя мечта, – сказала она, – чтобы муж мог выходить в поездку в белой рубашке». Суть же в том, что в депо надо обновлять технику, ремонтировать производственные помещения, в общем, повышать эстетику труда. Конечно, это взято на заметку.

– А меры морального поощрения, скажем, такие, как вручение государственных наград, вы используете? Насколько сегодня локомотивным сообществом востребованы моральные стимулы?
– Конечно, мы поощряем людей наградами компании, МЖД, дирекции. Опыт показывает, что большой резонанс имеет вручение знака «Почётный железнодорожник». С государственными орденами и медалями сложнее. На этом поле мы действуем пока что скромно, и нынешнее поколение машинистов слабо ощущает вкус всенародного признания своих трудовых заслуг.
Помню, как торжественно выглядели звенящие награды на груди наших лучших машинистов прежних лет. Духовно богатые и красивые люди, своего роды аристократы локомотивной тяги, они были на виду, вели большую общественную работу. А ордена и медали – зримое свидетельство того, что их дела не остались незамеченными.

– Есть ли сейчас среди локомотивщиков их духовные последователи?
– Есть. Опять же припомню встречу в депо, на этот раз в Орехово. Обсуждалось событие, произошедшее на станции Белая Калитва (Северо-Кавказская дорога). Обычно в таком случае ведущий собрания призывает выступить. А тут безо всякого призыва встаёт машинист первого класса Илья Булыгин и, обращаясь к залу, говорит, что у него такого быть не может, и объясняет, почему. И такая мощь в его словах, такое убеждение…
Оказалось, что не зря Илья так выступал: он – один из лучших в депо машинистов. Конечно, таких людей надо постоянно держать в поле зрения, учить на их примере остальных, писать о них, снимать фильмы и… награждать.
Год назад президент России подписал Указ об учреждении звания Герой Труда России. Кому, как не машинистам, занятым в реальном секторе экономики, быть в числе тех, кто достоин столь высокой награды. К примеру, за большой вклад в подготовку и проведение Олимпиады в Сочи. А современная технология тяжеловесного движения? Те грузовые потоки, которые зарождаются на Запсибе, теперь идут практически до Прибалтики. Для того чтобы провести эти составы, требуется немалое мастерство и большая гражданская ответственность. И такие машинисты у нас есть.

Беседовала Вера Чубарова
Фото Евгения Надалинского

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31