18 октября 2021 07:19

Учёные повысили долговечность деталей

В последние годы на железнодорожном транспорте одним из основных видов восстановления изношенных узлов подвижного состава стала их наплавка.
Применение этого метода ремонта на предприятиях отрасли позволяет существенно повысить работоспособность и долговечность деталей.
Однако практика показывает, что данный способ требует очень строгого соблюдения технологии восстановления, поскольку при наплавке на основной металл воздействуют очень высокие, более одной тысячи градусов, температуры.

По этой причине при слишком большой глубине проплавления могут снизиться усталостная прочность и твёрдость обрабатываемых узлов подвижного состава. Одновременно возрастает риск образования микротрещин и других опасных дефектов.

Решить проблему смогли учёные Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), предложившие дополнить традиционную технологию наплавки деталей подвижного состава процессом азотирования их поверхности.

Как показали проведённые в лаборатории вуза исследования, при этом за счёт включения нитридов в кристаллическую решётку металла структура наплавленной на деталь «заплатки» становится однороднее. Благодаря этому повышаются долговечность и эксплуатационные характеристики узлов вагонов и локомотивов.

Причём процесс азотирования в газовых, жидких (расплавленных) и твёрдых средах проходит при относительно невысокой температуре до 650 градусов, в связи с чем упрочнённые детали не подвергаются излишним термодинамическим нагрузкам.

Ещё одним эффективным способом исправления структуры наплавленного слоя могут быть также его цементация и последующая закалка. При этом достигается исправление литой структуры восстановленного слоя металла и переходной зоны.

По расчётам сотрудников МИИТа, в зависимости от условий эксплуатации восстанавливаемой детали её износостойкость после обработки предложенными методами может повыситься в 2–2,5 раза, а усталостная прочность – в 1,5–1,8 раза.

Андрей Стрельцов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31