28 октября 2021 10:52

Снять барьеры

Учёные добиваются отмены налогообложения при улучшении материальной базы вузов

Обеспечение современной техникой учебных заведений, готовящих квалифицированные инженерные кадры, не должно облагаться налогом. В Государственной думе обещают рассмотреть соответствующие поправки.
Вопрос о налогах, которые возникают при передаче учебным заведениям необходимых для образовательного процесса материальных ценностей, был поднят на выездном совещании в Новочеркасске Экспертного совета при комитете Госдумы по промышленности, Комитета по железнодорожному машиностроению Союза машиностроителей России, некоммерческого партнёрства «Объединение производителей железнодорожной техники» и ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям».
«Сегодня сложилась уникальная ситуация, – пояснил старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович. – Если мы хотим передать в вуз локомотив или микропроцессорную систему для улучшения его материально-технической базы, чтобы студенты обучались на современной технике, то должны заплатить налоги с этой переданной техники».

Под налоговое бремя попадают не только меценаты. «Мы, в свою очередь, не можем принять эту технику, потому что с нас будет взят налог на прибыль», – рассказал ректор Южно-Российского государственного политехнического университета Владимир Передерий.
«Проблема не нова, её надо решать, – согласился с железнодорожниками и учёными первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев. – Для качественного обучения студентов в вузах должно быть соответствующее оборудование, чтобы ребята учились на современных, а не на музейных двигателях». Депутат предложил подготовить необходимые обоснования, чтобы инициировать внесение поправок в налоговое законодательство.

Обеспечение вузов современной техникой поможет решить и проблему дефицита квалифицированных инженеров.
«При заключении контракта на поставку поездов «Ласточка» подразумевалось, что не менее 80% производства будет локализовано в нашей стране», – привёл пример Валентин Гапанович. Однако компания столкнулась с тем, что специалистов, инженеров, которые смогут реализовать эту задачу, очень сложно найти.

По словам заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Алексея Ферапонтова, квалифицированного эксплуатирующего персонала со средним специальным и высшим техническим образованием не хватает и Ростехнадзору.
«При этом под надзором службы – 2 тыс. объектов первого класса опасности и порядка 7 тыс. объектов – второго: системообразующие предприятия химии, атомной энергетики, нефтепереработки и так далее», – сообщил он.

На совещании было отмечено, что железнодорожные вузы в сотрудничестве с ОАО «РЖД» продолжают насыщать рынок труда инженерным персоналом, но только их усилия не смогут кардинально изменить ситуацию с дефицитом специалистов.
«В системе отраслевых вузов вопросы подготовки квалифицированных инженеров проработаны на высоком уровне, – отметил Валентин Гапанович. – А вот в рамках машиностроительного комплекса, транспортного машиностроения имеются определённые проблемы. Необходимы серьёзные меры по повышению уровня подготовки инженеров, приходящих на реальное промышленное производство».

Представители железнодорожных вузов считают, что им тоже есть над чем работать.
«Сегодня не хватает инженеров-конструкторов железнодорожного транспорта, – сказал ректор Ростовского государственного университета путей сообщения Владимир Верескун. – Специальности «локомотивостроение», которая была в 1970–1980 годах, у нас сегодня нет. По сути, мы перестали готовить инженерно-конструкторские кадры».

По мнению ректора, конструкторскую школу нужно восстанавливать.

По итогам совещания решено, в частности, предложить Минобрнауки совместно с госкорпорациями проработать вопрос организации производственной практики студентов с реализацией конкретных проектов и последующим трудоустройством на предприятия транспортного машиностроения.

Также принято решение считать приоритетным направлением обеспечение опережающей подготовки инженерно-технических и научных кадров в соответствии с задачами инновационного развития транспортного машиностроения, требованиями рынка труда на основе оптимального сочетания госзаказа и интересов регионов.

Игорь Евдокимов,
соб. корр. «Гудка»
Новочеркасск – Ростов-на-Дону

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31