18 октября 2021 08:09

Под путями

Частный тоннель для легковых автомобилей облегчит работу переездов

Жители города Зуевка получили возможность пересекать железную дорогу по частному тоннелю.
Сейчас его показывают приезжим как одну из немногих городских достопримечательностей. Первой считают построенный несколько лет назад вокзал. Он, как и тоннель, представляет собой серьёзный контраст среде этого небольшого городка на краю Кировской области.

Так уж вышло, что Зуевка возникла в начале ХХ века среди знаменитого вятского бездорожья, практически на краю болота для обслуживания крупной станции и не получала серьёзных вложений в своё хозяйство, в благоустройство, ремонт дорог и фасадов зданий. Не построили тут и ни одного путепровода. А ведь железная дорога Москва – Екатеринбург с очень интенсивным движением поездов делит город пополам. И это означает длинные очереди на двух переездах, которые находятся на западной и восточной окраинах.

Тоннель был построен ближе к центру. И посмотреть, с точки зрения зуевчан, тут есть на что. Вы пробираетесь по узкой ухабистой улочке, и вдруг она переходит в мощный изгиб шоссе с разделёнными полосами движения, уходящими куда-то вниз. Вечером здесь сияют яркие фонари, блестят металлические бортики дороги, мигает светофор. Перед вашей машиной вспыхнет зелёный, и поднимется шлагбаум, если вы оплатите в кассе проезд по этому небольшому участку. Словом, всё здесь похоже не то на платный участок скоростной автомагистрали, не то на подступы к столичному аэропорту. Впрочем, если человек идёт пешком, то он спустится по тротуару бесплатно.

Тоннель принадлежит местному предпринимателю Анатолию Лескову, и открылся он минувшей зимой.
– Что меня заставило взяться за строительство частного тоннеля?.. Острая нужда, которую испытывал и я сам, и другие горожане. Вам срочно надо в другую часть города, а стоять у переезда – минут сорок. А если пешком, то подходы к путям – грязные, неблагоустроенные.

Лесков третье десятилетие занимается в сёлах района, в самой Зуевке строительством. Вот и здесь, рядом с будущим тоннелем, он купил не работавший с девяностых годов хлебозавод и превратил его в магазин. Строительство вдали от крупных городов с их промышленной базой – дело трудное. Но, по словам Лескова, воплотить в жизнь тоннель оказалось несравнимо сложнее, чем что-либо из прежних объектов. Потребовалось семь лет.

Два первых года ушли на переговоры со службой пути. Лесков выбрал для тоннеля место, где железная дорога пересекала речку Безымянку. Сооружение для пропуска воды использовали горожане. Они шли по кирпичам и доскам, положенным вдоль кромки воды, и пригибали голову: высота полтора метра. Впрочем, весной, когда Безымянка разливалась, пройти было невозможно. Она затопляла всю низину и притаскивала мусор. Один из руководителей службы пути объяснял устно и письменно техническую невозможность строительства тоннеля. Но Лесков тоже дипломированный инженер-строитель. Он был убеждён в своём видении ситуации и расчётах. Это подтвердили специалисты одного из филиалов института «Росжелдорпроект», куда предприниматель обратился за помощью в работе над проектом.

Больше четырёх лет длилась подготовка к строительным работам. Самым сложным было проложить коллектор длиной во многие сотни метров и «поймать» в него Безымянку, сделать так, чтобы она самотёком шла под землёй в сторону реки Чепцы. В результате заодно удалось привести в порядок соседнюю улицу, которая страдала от грязных разливов Безымянки. После всего за сезон строители углубили пролёт для пропуска воды и обустроили тоннель. Укладывая над коллектором бетонную мостовую и тротуар, удалось использовать каждый сантиметр его ширины и высоты. Правда, габариты не позволили рассчитывать на пропуск грузовых машин и автобусов. Но легковые – пожалуйста!
– Движение по железной дороге интенсивное, и проехать через переезд бывает трудно, – говорит начальник станции Зуевка Николай Куртеев. – Особенно в часы, когда у нас идёт формирование поезда и приходится использовать пути, перекрывающие движение автомобилей. А 30 руб., которые надо платить за проезд, – не такие уж большие деньги для многих владельцев машин. Кстати, можно купить билеты на неделю и месяц – для тех, кто ездит часто: это обойдётся дешевле.

Анатолий Лесков даже назвал сумму, в которую ему обошлось строительство: 19 млн руб. Но он убеждён: за несколько лет всё это окупится даже с учётом того, что у тоннеля есть штат и его работу требуется оплачивать. С пуском тоннеля в городе появилось девять новых рабочих мест.
– Предприниматель решил вложить средства в объект, обеспечивающий безопасность движения. Он получил от дороги техусловия для строительных работ и выполнил все поставленные требования. Такие начинания надо приветствовать, – считает начальник Горьковской магистрали Анатолий Лесун.

Николай Морохин
Кировская обл.
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31