20 июля 2019 07:10

Востребованный проект

Считаю своевременной высказанную президентом ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным на недавнем заседании президиума РАН идею реализовать в России проект опережающего развития на базе современных технологий.
Владимир Колесников, президент РГУПСа, академик РАН
Для успеха предложенного им «Трансъ-евразийского пояса Razvitie» необходимы определённые условия.

Прежде всего нужно разработать долгосрочные государственные инвестиционные программы по развитию регионов Урала и Сибири. Также требуется создать промежуточные мировые логистические центры на экономически значимых этапах евро-азиатского транзита.

По оценкам экспертов, в ближайшие десятилетия товарооборот стран Юго-Восточной Азии с Европой достигнет $1 трлн. При этом в настоящее время основная часть поставок продукции в этом направлении, как известно, осуществляется морским путём, минуя территорию нашей страны.

Создав конкурентоспособную систему транспортных коммуникаций, Россия сможет обеспечить кратчайший транзитный грузовой маршрут со сроком доставки в три раза меньшим и стоимостью в два раза ниже, чем по морю. Но для этого необходимо сформировать опорный транспортный каркас в мегарегионе Урал – Сибирь – Дальний Восток – страны Юго-Восточной Азии, предусмотрев создание не только магистрального пути, но и ответвлений. Благодаря этому удастся обеспечить хозяйственное освоение прилегающей территории нашей страны, в том числе добычу и переработку богатейших природных ресурсов.

Реализация данного мегапроекта возможна только на межгосударственной основе с привлечением Китая, Японии, Индии, Южной Кореи, Казахстана и других стран СНГ. В рамках создания опорного транспортного каркаса требуется модернизировать железнодорожную инфраструктуру БАМа и Транссиба, что увеличит пропускную способность этих магистралей в направлении портов Приморья и станций на границе с Китаем.

Не менее важно развивать производственную и социальную инфраструктуру Урала и Сибири, с тем чтобы эти регионы притягивали людей и бизнес. Одним из механизмов решения такой задачи может стать международный консорциум, организованный с целью привлечения капиталов и технологий. Основой экономического развития должны стать индустриальные и наукоёмкие кластеры. В свою очередь, университетские центры обеспечат подготовку высококвалифицированных кадров и проведение актуальных исследований.

В результате на юге Сибири и Урале появится совокупность крупных и средних городов и поселенческих зон между ними. Их экономической основой станут аграрный сектор, лесное хозяйство, добыча биоресурсов, минерального сырья. Для привлечения бизнеса нужно создать в сибирских регионах «территорию свободы», предусмотрев упрощение оформительских процедур, снижение налоговой нагрузки для малых предприятий и т.д.

В качестве важнейших компонентов рассматриваемого мегапроекта следует также назвать развитие Северного морского пути, строительство моста или тоннеля, соединяющего остров Сахалин с материком, а в перспективе соединение Восточной Сибири и Северной Америки через Берингов пролив.

Для России реализация данного проекта означает не только переработку перспективного объёма грузоперевозок, но и освоение богатейшей территории, включая Арктику. На мой взгляд, его осуществление следует поручить полномочному органу исполнительной власти, а в перспективе нужно будет создать межгосударственный консорциум с участием заинтересованных глобальных инвесторов и транспортных операторов.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Выбор редакции

Летний призыв