17 июня 2019 11:53

Крик по Лиле Брик

По её голосу на аудиозаписи чувствуется, что она уже в том возрасте, когда осознают свою значимость, глубину, понимают свою боль и вину

В «Домике Чехова» на Малой Дмитровке в Москве открылась выставка, посвящённая поэме Владимира Маяковского «Про это».
Поэма действительно «про это» – о двух взаимосвязанных романах. Литературный не родился бы, если бы не было любовного. Владимир Маяковский написал «Про это» под впечатлением от расставания со своей возлюбленной Лилей Брик. Отношения их, как известно, были непростыми. То любовь, то ненависть. К тому же Лиля была замужем за Осипом Бриком. И Маяковский, и его любимая женщина изливали свои чувства по отношению друг к другу на бумаге.

Поэт запечатлевал свои переживания в дневнике, который выложили на первом этаже «Домика Чехова». До сих пор документ хранился в Российском государственном архиве литературы и искусства и был доступен только исследователям. Отрывочные записи дают представление о том, что происходило в душе Маяковского в течение двух месяцев разлуки с возлюбленной. Брик нашла дневник на столе Маяковского после его смерти.

Нельзя сказать, что любовь была совсем невзаимной. Лиля в долгу у Владимира не оставалась и тоже описывала свои ощущения от разлуки. В своих воспоминаниях, представленных на выставке, она писала: «…жилось хорошо; привыкли друг к другу, к тому, что обуты, одеты и живём в тепле, едим вкусно и вовремя, пьём много чая с вареньем. Установился «старенький, старенький бытик». Вдруг мы испугались этого и решили насильственно разбить «позорное благоразумье».

Кроме того, тут лежат репринт первого издания «Про это» 1923 года, сборник статей и комментариев к поэме, ранние рукописные варианты текста, письма, написанные в январе-феврале 1923 года, фрагменты переписки Лили с её сестрой, французской писательницей Эльзой Триоле, бытовые записки Маяковского к Осипу Брику и другое.

Также на первом этаже стоят два телефона, по которым звонили чета Брик и Маяковский. Один находился в коммунальной квартире на Лубянке, которая опечатана и закрыта, потому что там идёт ремонт, а второй – в Гендриковом переулке.

На втором этаже можно увидеть не только письменные документы, но и фотографии, иллюстрирующие произведение. Например, первые снимки к поэме создавал художник Давид Штеренберг, а последующие иллюстрации – один из основоположников русского конструктивизма Александр Родченко. Он вырезал фотографии из альбомов Владимира и Лили и делал фотомонтажи.

Один из необычных экспонатов – обновлённая запись 1969 – начала 1970 года. На ней Лиля Брик читает первую часть поэмы «Про это». «По её голосу на аудиозаписи чувствуется, что она уже в том возрасте, когда осознают свою значимость, глубину, понимают свою боль и вину, – рассказывает Надежда Морозова, директор Государственного музея В.В.Маяковского. – Удивительно, как она интонирует тем смыслом, который существует только для неё».

Впервые запись прозвучала на прошлогодней «Ночи искусств». Пока Лиля Брик читала «Про это», на экране синхронно её голосу листалась поэма.

Произведению не зря посвятили целую выставку. Искусствоведы считают его вершиной творчества Маяковского. Открыв экспозицию, Надежда Морозова вспомнила слова Марка Шагала о поэте: «В своей автобиографии «Моя жизнь» он говорил: «Маяковский – один крик на всю Россию. И вот этот крик надо услышать».

Евгения Заболотских



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Выбор редакции

Летний призыв