23 февраля 2019 17:53

Не думай о погоде свысока

У метеорологов, составляющих прогнозы для полигона МЖД, сложились свои, непростые отношения с «небесной канцелярией»

Прогноз погоды на каждую предстоящую неделю является составной частью традиционных селекторных совещаний, которые проводит начальник МЖД. С метеорологическими перспективами железнодорожников, как правило, знакомит руководитель службы пути Московской дирекции инфраструктуры Михаил Маркин. Именно ему еженедельно выкладываются на стол данные для доклада, подготовленные сектором прогноза погоды, который возглавляет Владимир Ивленков. Это подразделение входит в состав центра диагностики и мониторинга МДИ. Образно говоря, в этом секторе синоптики столичной магистрали и готовят «блюда» профессиональной кухни.
– В принципе, – рассказывает Владимир Ивленков, – информация, что мы передаём руководству, о состоянии погоды на предстоящий период мало чем отличается от прогноза общего пользования, выполняемого различными метеослужбами. За исключением незначительных, на первый взгляд, нюансов. Мы не только должны предусмотреть характер погодных явлений на обозримый срок, но и дать конкретное обоснование, насколько небесные сюрпризы могут спровоцировать сбой технических средств, которыми оснащена дорога, и сказаться на безопасности движения поездов. Одних рекомендаций, нужно ли скажем, выходя из дома утром, прихватить с собою зонтик, в таких случаях бывает явно недостаточно. Но есть целый набор математических моделей, других метеорологических ресурсов, активно внедряемых сегодня специалистами сектора прогноза погоды (помимо Ивленкова, этими вопросами занимается его подчинённый Валерий Ширшаков. – В.Г.). С их помощью нам удаётся достаточно точно и своевременно определить характер и распространение атмосферных явлений, заранее предупреждая об этом железнодорожные службы: путейцев, энергетиков, эсцебистов и т.д.

Так, вероятность ледяного дождя, который в 2010 году принёс много хлопот железнодорожникам, прогнозировалась синоптиками и в нынешнюю зиму. Однако, как замечает Владимир Петрович, на сей раз в Московском регионе этот вид осадков проявил себя незначительно, зато в достаточной мере сумел «прихватить» Рязанскую область. Развитие этого процесса чётко спрогнозировало возглавляемое Ивленковым подразделение и заблаговременно предупредило железнодорожные службы о наступлении стихии.

Из серии принятых превентивных мер были мероприятия нынешнего января, проведённые после того как сектор прогноза погоды правильно по срокам определил период коротких, но устойчивых морозов, когда в отдельных районах Подмосковья столбик термометра опускался ниже минус 25 градусов.
– И всё же, – замечает главный синоптик Московской магистрали, – момент вероятности в нашей работе, к сожалению, присутствует. Почти невозможно гарантировать 100-процентную точность прогноза за трое и более суток. И наоборот, чем ближе срок, тем больше уверенность, что прогноз совпадёт.

Иллюстрацией этих слов вполне может послужить прошлогодняя зима, особо запомнившаяся и железнодорожникам, и метеорологам залповыми снегопадами. После таких обильных выбросов осадков, затеянных матушкой-природой, увеличение снежного покрова в отдельные сутки во многих регионах Московского узла достигало 20 см и выше.
– Прохождение циклона через Москву, Подмосковье и соседние регионы тогда мы в целом смогли предусмотреть, – вспоминает Владимир Ивленков. – Спрогнозировали обильный снегопад на ближайшие три дня, но не имели чёткого указания, какой из этих дней принесёт наибольшие хлопоты. Иначе говоря, фактор внезапности не в лучшую сторону сработал и для нас, и, как следствие, для служб дороги, которые, не получив своевременного предупреждения, не вполне справились с ситуацией, допустив задержку нескольких поездов.

С необходимостью точного прогнозирования для транспортников «погожих окон» Ивленков столкнулся ещё в 1985 году, когда после окончания арктического факультета Ленинградского высшего инженерно-морского училища им. адмирала Макарова попал по распределению в заполярный Тикси. При отсутствии широкоиспользуемых сегодня в метеорологии математических моделей, собственных разработок, способствующих точным прогнозам, возникали объективные трудности с предоставлением правильной информации о предстоящей погоде.
– Таких сведений, может быть, больше всего ждал от нас народ, занимавшийся проводкой по Лене плотов. Пройти до устья реки с тяжёлым грузом можно было только при относительном штиле, поскольку даже средние по силе порывы ветра могли вынести плоты на берег, – вспоминает Владимир Ивленков. – Словом, не важно как сумеешь, а должен выдать информацию о том, когда плотам без проблем проскочить до цели.

Но и много лет спустя вслед за новыми знаниями о метеопроцессах, приходившими вместе с математическими моделями и опытом их использования (теперь для нужд железной дороги), появилось понимание того, что только одних этих знаний недостаточно. Всё-таки не самое благодарное дело – быть «прорицателем погоды». Кому из непосвящённых в тонкости этой «кухни» придёт, например, мысль, что нынешняя относительно бесснежная зима ещё не гарантирует нам полное отсутствие паводка наступившей весной. Но глава дорожной метеослужбы за годы гидрометеорологических наблюдений постиг науку думать глобально, выдавая при этом лаконичные и ёмкие прогнозы:
– Мы хорошо помним, что большая часть выпавшего в январе снега из-за случившихся в начале месяца плюсовых температур исчезла, – замечает он. – Аналогичная картина наблюдалась и в феврале, отчего складывалось впечатление, что наступает апрель. Такие условия способствовали накоплению вод в реках и водоёмах. К тому же большие запасы влаги в Московском регионе остались после двух первых ненастных месяцев осени прошлого года. В общем, сейчас, как и прежде, ни нам, ни соответствующим службам дороги небеса не дают особых поводов для расслабления. Но будем стараться разгадать их намерения.

Владимир Горелкин



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Выбор редакции

Летний призыв