22 февраля 2019 19:03

Сложности выбора

Не всегда ясны критерии, по которым «инновационный» вагон отличается от обычного

Объём рынка лизинга грузовых вагонов в 2013 году по отношению к 2012-му существенно сократился. Эксперты называют разные цифры. Самая скептическая оценка – сокращение на 30%. Тем не менее именно лизинг остаётся одним из главных инструментов привлечения подвижного состава. И от того, как будет функционировать и развиваться эта отрасль, будут зависеть темпы обновления парка на сети и финансовое положение игроков железнодорожного рынка.
Последние два года, признали участники деловой встречи, были особенно непростыми как для самих лизинговых компаний, так и для игроков «первого плана» рынка грузовых перевозок – операторов и грузовладельцев. И во многом на ситуацию повлияли внешние факторы.
«Мы переживаем системный кризис. Вопрос стоит о том, насколько длительным будет этот период и сколько участников останется на рынке после окончания этого периода, – отметил заместитель генерального директора, директор по развитию бизнеса Brunswick Rail Владимир Хорошилов. – Оценки даются разные, но я считаю, что они во многом зависят от ситуации не у нас в отрасли, а от экономической ситуации в России и мире в целом».

У самой Brunswick Rail, по словам топ-менеджера компании, объём новых клиентов в прошлом году сократился в несколько раз. И эта тенденция продолжится.
«В то же время вагоны нового поколения и специализированный подвижной состав остаются востребованными. В этом году мы приобрели около 2 тыс. новых вагонов и надеемся, что до конца года эта цифра увеличится в несколько раз. При этом очень трудно сегодня спрогнозировать ёмкость рынка. Но я смотрю позитивно на наши перспективы и надеюсь, мы выйдем из кризиса. То ли это будет начало 2015 года, то ли 2017-го – мы можем долго спорить на этот счёт. Единственное, что мы точно можем констатировать, – это то, что нам предстоит достаточно сложный длительный период», – резюмировал Владимир Хорошилов.

Директор департамента по работе с крупнейшими клиентами ЗАО «Сбербанк Лизинг» Анастасия Халилова согласилась с тем, что последние два года были непростыми как для лизингодателей, так и для лизингополучателей. Однако, по её мнению, в дальнейшем появятся инструменты для прогнозирования количества подвижного состава на сети.
«В целом и для РЖД, и для государства будет понятна ситуация по списанию подвижного состава и чёткая регулировка, что делать дальше: как стимулировать производителей и покупателей, – подчеркнула она. – Для «Сбербанк Лизинга» два года были довольно удачными. По сути, на текущий момент мы находимся в выигрышной ситуации по отношению к другим участникам рынка лизинговых услуг. Мы достаточно бодро смотрим на рынок, делая акцент на инновационных вагонах и локомотивах, но при этом не забываем про специализированный подвижной состав».

И всё же самый перспективный сегмент для лизингодателей, по мнению представителя «Сбербанк Лизинга», именно инновационные вагоны. Особенно с учётом принятого Правительством РФ постановления № 41 о предоставлении лизинговым организациям субсидий на приобретение такого рода техники.

Напомним, документ предусматривает реализацию двух основных мероприятий. Первое из них – предоставление субсидии российским лизинговым компаниям в течение первого года действия кредитного договора по займам, полученным на приобретение грузовых инновационных вагонов с осевой нагрузкой 25 тс и выше, в размере 90% ставки рефинансирования Центрального банка при условии предоставления скидки лизингополучателю. Второе – предоставление субсидии лизингодателям для компенсации выпадающих доходов при предоставлении скидки по уплате авансового платежа при условии приобретения аналогичных вагонов, а также предъявления покупателем свидетельства о сдаче старого вагона на утилизацию. Таким образом, покупателю инновационного вагона предоставляется право выбора: либо предъявить в лизинговую компанию свидетельство об утилизации старого вагона и получить скидку на оплату авансового платежа по договору лизинга при покупке нового инновационного вагона с осевой нагрузкой 25 тс и выше, либо приобрести инновационный вагон с получением льготных условий лизинга.

Однако нюансы предлагаемых механизмов пока что мало понятны рынку. Это доказывает пул из более чем 40 вопросов от лизинговых компаний и операторов, собранный по инициативе одного из производителей инновационных вагонов – «Уралвагонзавода», – для того, чтобы адресовать их Минпромторгу. В результате на площадке министерства была организована встреча, где чиновники дали разъяснения по всем острым и непонятным участникам рынка пунктам.

По словам партнёра финансовой группы аудиторской практики BDO в России, вице-президента Объединённой лизинговой ассоциации Ларисы Ефремовой, ещё ни одна лизинговая компания – даже крупная – не рискнула воспользоваться механизмами постановления. «Слишком много непонятных нюансов», – подтвердила она.
«Я думаю, лизинговые компании будут поначалу опасаться, что после предоставления ими скидки им откажут по каким-то причинам в предоставлении субсидий. Ведь механизмы прописаны, но решения принимаются кредитным комитетом.

И неизвестно, как кредитный комитет будет вести себя по субъективным моментам. То есть риск есть, и он очень большой, – предположила она. – Но надеемся, что крупные компании вскоре всё же рискнут».

Маргарита Меньшакова


Список участников
Авсейков Сергей Александрович, ОАО «Новая перевозочная компания», начальник департамента маркетинга и развития
Александров Андрей Игоревич, ООО «Газтехлизинг», начальник управления поставок МТР
Барабанщиков Андрей Валерьевич, ОАО «Желдорреммаш», заместитель начальника управления по связям с общественностью
Барков Андрей Владимирович, ООО «Альфа-Лизинг», генеральный директор
Беленкова Марина Вячеславовна, ЗАО «Сбербанк Лизинг», директор проекта
Бойко Михаил Олегович, ОАО «Уралвагонзавод», начальник отдела маркетинга дивизиона железнодорожной техники
Бочаров Андрей, ООО «Райффайзен-Лизинг», старший менеджер проектов отдела лизинга оборудования
Бурова Людмила Сергеевна, ОАО «РЖД», заместитель начальника отдела финансовых вложений и управления рисками департамента корпоративных финансов
Великанов Михаил Валерьевич, ОАО «ФГК», начальник отдела лизинга и страхования подвижного состава
Венерский Денис Владимирович, ООО «Промхимтранс», генеральный директор
Горелов Игорь Михайлович, ЗАО «РейлИнвестМенеджмент», генеральный директор
Дмитриев Сергей Юрьевич, ООО «Лизинговая компания «Базис Лизинг», заместитель генерального директора по работе с финансовыми институтами
Ермаченкова Анастасия, ООО «Райффайзен-Лизинг», заместитель руководителя отдела лизинга оборудования
Ершов Вячеслав Владимирович, ООО «ИнтерРейл», исполнительный директор
Ефремова Лариса Владимировна, Группа БДО, партнёр, вице-президент Объединённой лизинговой ассоциации
Исмаилова Мария Арифовна, ООО «Лизинговая Компания Вагонпарк», финансовый директор
Котельникова Татьяна Андреевна, ООО «Транс-Логик Траст», генеральный директор
Кудряшова Ольга Валерьевна, ООО «АТБ-Лизинг», начальник управления по работе с клиентами
Кунгурова Анна Викторовна, ООО «Газтехлизинг», ведущий менеджер отдела лизинговых операций
Лукьянова Ольга Вениаминовна, Некоммерческое партнёрство операторов железнодорожного подвижного состава, председатель
Минаев Сергей Анатольевич, ООО «РТ Оператор», начальник отдела логистики
Мокина Галина Макаровна, Gradalogistic Group, директор по развитию и корпоративному управлению
Никифоров Вадим, ООО «БАЛТТРАНССЕРВИС», специалист по внутриэкономическим проектам
Овсянникова Наталья Валерьевна, ООО «Мечел-Транс», заместитель директора департамента вагонного хозяйства
Плютин Александр Иванович, ЗАО «РейлИнвестМенеджмент», заместитель генерального директора
Попов Дмитрий Олегович, ООО УК «ТрансВагонСервис», заместитель генерального директора по экономике
Починок Наталия Александровна, ООО «Транспортный актив», финансовый директор
Рачковский Эдуард Анатольевич, ООО УК «РэйлТрансХолдинг», член правления, директор по экономике и финансам
Ретюнин Александр Сергеевич, Издательский дом «Гудок», главный редактор (ведущий)
Ронкин Александр Борисович, ООО «Лизинговая компания «Базис Лизинг», генеральный директор
Савчук Владимир Борисович, Институт проблем естественных монополий, руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта
Торбин Борис Борисович, ООО «Транспортный актив», генеральный директор
Ульянников Александр Сергеевич, ОАО «Уралвагонзавод», начальник управления реализации продукции дивизиона железнодорожной техники
Халилова Анастасия Николаевна, ЗАО «Сбербанк Лизинг», директор департамента по работе с крупнейшими клиентами
Хорошилов Владимир Алексеевич, Brunswick Rail, заместитель генерального директора, директор по развитию бизнеса
Шамсиев Рафаэль Маратович, ООО «БАЛТТРАНССЕРВИС», начальник вагонного отдела
Шаповалов Евгений Вячеславович, ОАО «ВЭБ-лизинг», начальник отдела проектного финансирования лизинговых операций


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Выбор редакции

Летний призыв