28 октября 2021 10:43

Депо ищет оплачиваемую работу

Моторвагонные дирекции в поиске новых сфер деятельности для получения дополнительных доходов

Уменьшение размеров движения пригородных поездов ставит перевозчиков и смежные структуры РЖД перед необходимостью привести объём выполняемых работ в соответствие с получаемыми доходами. Предприятия ищут пути оптимизации.
«Отсутствие финансирования со стороны региональных властей приводит к тому, что пригородные компании отменяют поезда. Это ведёт к снижению объёмов транспортной работы, которые выполняет Центральная дирекция моторвагонного подвижного состава (ЦДМВ)», – отмечалось недавно на одном из оперативных совещаний в ОАО «РЖД».

В январе по сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошло существенное снижение объёмов транспортной работы в региональных дирекциях моторвагонного состава. «Так, в Юго-Восточной дирекции падение составило порядка 23%, в Свердловской – 24%, в Южно-Уральской – 10%, – уточнялось на совещании. – Это требует от Центра по корпоративному управлению пригородными перевозками совместно с ЦДМВ определиться с объёмами транспортной работы не только на ближайший квартал, но и на год».

Определить точный объём транспортной работы на год перевозчикам пока сложно – переговоры с региональными властями идут в режиме нон-стоп. Ситуация постоянно меняется. «В феврале были сокращены поезда в Ставропольском крае и Чеченской Республике, но за счёт оптимизации, командирования машинистов и ремонтников на обслуживание Олимпиады удалось избежать сокращений, – сообщил первый заместитель начальника Северо-Кавказской ДМВ Владимир Хилько. – Однако, как нас проинформировали в пригородной компании, в марте возможно резкое сокращение поездов, в частности в Ростовской области. В этом случае сокращение штата станет неминуемым. Будем стараться трудоустроить наших сотрудников в другие структуры ОАО «РЖД».

Во многих региональных ДМВ готовятся к худшему сценарию. «Рассчитывать на то, что, помимо ОАО «Северная пригородная пассажирская компания», найдутся желающие взять у нас в аренду подвижной состав, пока не приходится», – констатировал заместитель начальника Северной ДМВ Роберт Захарян. Сокращать локомотивные бригады здесь начали в прошлом году, но ряды безработных они не пополняют: их устраивают в основном в Северную дирекцию тяги, где требуются грамотные локомотивщики.

В Калининградской ДМВ в случае сокращения пригородного движения три машиниста и три помощника, имеющие права на вождение тепловозов, также перейдут в Дирекцию тяги.

В сложной ситуации требуются перемены в организации работы ДМВ, в том числе и освоение новых сфер деятельности для получения дополнительных доходов и сохранения персонала.
«Мы должны обеспечивать финансирование издержек только за счёт получаемых доходов», – отмечалось на совещании в ОАО «РЖД».

«Выполняем всевозможные экспедиционные работы – обслуживаем путейцев, осмотры инфраструктуры, – рассказал начальник Свердловской ДМВ Владимир Медведев. – Стабильность работы моторвагонных депо обеспечиваем ремонтом подвижного состава с других дорог. В прошлом году ремонтировали секции с Московской дороги, теперь будем проводить ТР-3 секций с Горьковской. Планируем также отремонтировать 120 колёсных пар для других дорог».

В Северной ДМВ решили при минимальных вложениях имеющимся контингентом и мощностями освоить ремонт одного из самых ответственных узлов подвижного состава – автосцепного оборудования. «Сейчас инженерный персонал готовит к аттестации пункт для его ремонта. Проект позволит нам сохранить ремонтный персонал, снизить расходы по данным видам работ (ранее ремонт проводился ОАО «ФПК»), а также заработать на сторонних заказах», – пояснил Роберт Захарян.

Документы, необходимые для получения разрешения на ремонт вагонов локомотивной тяги в объёме ТО-2 и ТО-3, уже направила в ЦДМВ Забайкальская дирекция. Здесь намерены своими силами ремонтировать не только электропоезда, но и пассажирские вагоны. Сейчас эту работу выполняет вагонное ремонтное депо Чита. «Ремонт будет производиться на базе моторвагонного участка Чита. Всё необходимое у нас есть, мощностей хватает, специалисты обученные, – отметил начальник Забайкальской ДМВ Андрей Васин. – Механическая часть рамы тележек вагонов локомотивной тяги ничем не отличается от подобной части электропоездов. Если же брать электрическую часть, то на моторвагонном подвижном составе она даже сложнее, чем на вагонах».

При этом ремонт, по его словам, обойдётся дешевле: на базе моторвагонного участка один вагон отремонтируют за 49 тыс. руб., а в вагоноремонтном депо стоимость может достигать 79,6 тыс. руб.

В Приволжской ДМВ планируют принять на работу в моторвагонное депо Анисовка 16 слесарей: в этом году здесь решено увеличить программу ремонта в объёме ТР-3 для коллег с Юго-Восточной, Горьковской и Северо-Кавказской дорог.

Калининградская ДМВ уже начала экономить за счёт изменения логистики при отправке рельсовых автобусов в ремонт на Юго-Восточной дороге. «Транспортировка каждого автобуса туда-обратно обходилась предприятию в 2 млн руб., из них 1,4 млн руб. платили за транзит по территориям Литвы и Белоруссии, ещё около 600 тыс. – за использование платформ прикрытия, – рассказал инженер Дирекции по договорной работе Антон Оськин. – В феврале мы отправили рельсовый автобус железнодорожно-паромной переправой Балтийск – Усть-Луга, избежав таким образом необходимости платить за транзит, а вместо платформ прикрытия поставили наши вагоны из числа простаивающих. Всего в этом году планируем отправить в Отрожку таким образом четыре рельсовых автобуса, соответственно, экономия составит 8 млн руб.».

Меры по оптимизации эксплуатационных расходов в случае изменения размеров движения планируют все дирекции. «За счёт консервации невостребованного подвижного состава снижаются затраты на амортизацию и выплату налога на имущество, – уточнил первый заместитель начальника Куйбышевской ДМВ Сергей Романычев. – Например, в 2013 году удалось сэкономить на консервации 7,3 млн руб. Уменьшение числа задействованных единиц моторвагонных секций снижает расходы на приобретение запасных частей и расходных материалов для технического обслуживания. В текущем году в дирекции объём заявок на них снизился на 30 млн руб.».

В январе в связи с отменой ряда поездов объём работы Юго-Восточной ДМВ упал на 13%, а за два первых месяца этого года снижение составило 20% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. «Подвижной состав, который высвободился, отставлен и консервируется, возможно, часть его будет передана на другие дороги», – сообщил начальник дирекции Олег Воищев.

Как рассказал Роберт Захарян, высвободить вагоны отменённых поездов для передачи другим пользователям или для консервации зачастую невозможно, ведь они обычно задействованы в соседних по графику поездах. «Вот и получается, что вагоны будут простаивать между рейсами, а значит, вырастут расходы на их охрану», – отметил он. И всё же Роберт Захарян считает, что на данный момент прямой угрозы массовой отмены пригородных поездов на Северной дороге нет. «Правда, если администрация Вологодской области не найдёт средств для возмещения затрат СППК на перевозки в регионе, то в марте будут отменены две пары электричек на участках Вологда – Череповец и Вологда – Буй. Впрочем, Северная дирекция инфраструктуры уже проявила заинтересованность в том, чтобы оставить эти поезда в качестве рабочих для доставки на линию путейцев, энергетиков и других работников. Такой ход не принесёт нам прибыли, но позволит сохранить персонал», – сказал он.

Безусловно, меры по оптимизации размеров движения и соответствующих расходов, освоение новых сфер деятельности для получения дополнительных доходов помогают пригородному комплексу выстоять в сложной ситуации. Но они не решают главную проблему, связанную с долгами перевозчиков перед моторвагонными предприятиями. А долги могут быть оплачены только в случае выполнения своих финансовых обязательств по компенсации пригородным компаниям выпадающих доходов со стороны региональных властей. К сожалению, многие субъекты Федерации продолжают экономить на транспортном обеспечении и социальной поддержке населения.

Игнат Вьюгин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31