06 июня 2020 14:12

В контакте

Единая модель обучения сделала подготовку кадров более эффективной

Почти год назад дортех-школы объединились в центры профессиональных квалификаций. Реформа принесла первые плоды – стало легче распределять ресурсы, внедрили единую программу обучения. Однако у специалистов центров есть ряд пожеланий.
Единая модель

«После объединения стало гораздо легче с учебным процессом, – говорит замначальника Юго-Восточного центра Людмила Шерстюкова. – Проще передаются наглядные пособия из одного подразделения в другое, если в одном набрано большое количество групп и преподаватели загружены, то из другого им на помощь можно командировать коллег. Кроме того, один мастер производственного обучения может проверить на практике все группы разом».

По её словам, раньше в депо мог приехать специалист из Воронежа и проконтролировать занятия машинистов электровозов. «А на следующий день туда же наносил визит его коллега из Ельца и проверял уже машинистов тепловозов. Теперь всё может сделать один человек», – уточняет Людмила Шерстюкова.
«Создание единого информационного пространства позволило поднять на новый уровень организацию методической работы, повысить конкурентоспособность обучения», – уверена ведущий методист Северного центра Наталия Матюшина.

Начальник Южно-Уральского центра Сергей Карелин отмечает, что выполнена основная задача – обучающая программа приведена к единой модели. «Раньше каждая дортехшкола жила и работала по своей программе. Сейчас она единая, где курирующими рецензентами являются представители всех дирекций и служб. Большой плюс и единые педсоветы, где вырабатываются общие решения, планы, методики», – поясняет он.

Однако у специалистов есть и ряд пожеланий. Например, подразделения должны централизованно получать информацию по безопасности, чтобы акцентировать внимание на всех случаях нарушений. «Но «листки безопасности» приходят только от Дирекции тяги», – говорит Сергей Карелин.

Доработки требует и штатное расписание ряда центров. По словам Людмилы Шерстюковой, в штате нет технического персонала. «Нужны лаборанты, техники и секретари, – подчёркивает она. – Пока же нам самим приходится заниматься документами – например, делать их копии и раздавать причастным. Это отнимает массу времени».

Нередко возникает ситуация, когда согласно регламенту подпись под документом должен поставить руководитель центра. «Наше подразделение – самое отдалённое. Оперативность теряется. Может быть, стоит под какими-то бумагами, например направлениями на практику, дать право подписи руководителю подразделения», – предлагает начальник Оренбургского подразделения Южно-Уральского центра Наталья Дерюгина.


Дело техники

Создание единой структуры позволяет более эффективно распределять ресурсы. Освоение средств на развитие материально-технической и учебно-лабораторной базы центров производится в соответствии с инвестиционной программой ОАО «РЖД».

Выделяемые деньги центры могут направлять на решение самых насущных задач.
«Бюджет стал более прозрачным, – рассказывают на одной из дорог. – Руководитель центра видит, в каком подразделении чего не хватает и кому в первую очередь помочь. Раньше каждая дортехшкола тянула одеяло на себя».
«В конце прошлого года мы провели модернизацию учебного полигона Ярославского подразделения, где установили тепловоз ЧМЭ3, пассажирский вагон, дрезину. А в нынешнем году на учебном полигоне Котласского подразделения планируем модернизировать участок», – отмечает начальник Северного центра Сергей Ходос.

Впрочем, ряд подразделений центров испытывает трудности с материально-техническим оснащением. «Не достаёт современных макетов, натуральных образцов, современного программного обеспечения в Вологодском и Котласском подразделениях», – говорит Сергей Ходос.

Не решены вопросы с обеспечением необходимым оборудованием и подразделений Куйбышевского и Октябрьского центров. По словам заместителя начальника Куйбышевского центра по учебно-методической работе Марины Силиной, не хватает современных тренажёров для обучения машинистов.
«Башкирское подразделение готовит машинистов электровозов, – поясняет она. – Там нет ни одного тренажёра. Выручает локомотивное депо Уфа. По программе подготовки машинистов срок обкатки составляет 20 часов на каждого. Для группы из 20 человек требуется 400 часов. Эти часы приходится «занимать» у депо». В Самарском подразделении тренажёры морально устарели: курсантов обкатывают на имитаторах ЧС2, тогда как машинисты уже работают на локомотивах ЧС2К. В целом Куйбышевскому центру требуется 28 тренажёров.

В Калининградском подразделении Октябрьского центра необходимо оснастить кабинет для обучения путейцев. «Вышел новый регламент оснащения учебных кабинетов подразделений центров по подготовке кадров основных рабочих профессий хозяйства пути и сооружений», – уточняет начальник подразделения Алексей Лощаков.

А вот Красноярский центр по-другому решил эту проблему, совместно с Дирекцией инфраструктуры оборудовав полигон для подготовки работников путевого комплекса по текущему содержанию, обслуживанию и ремонту бесстыкового пути. Для этого был выделен путь на станции Красноярск.

Поддержку от Дирекции инфраструктуры получает и Южно-Уральский центр.
«В Кургане сделаны участки пути, контактной подвески, установлены вагон-платформа, тележка грузового вагона.

В Троицке уложен стрелочный перевод и установлена действующая дрезина», – говорит Сергей Карелин.

В Свердловском центре ожидают большей помощи от дирекций в обеспечении подразделений наглядными пособиями и образцами узлов, например локомотива. «Но дирекциям проще сдать узел или деталь в металлолом, чем предложить его учебным подразделениям, – сетует начальник центра Андрей Ломакин. – Единичными локомотивными экспонатами оснащено Тюменское подразделение. Ждём поддержки от Дирекции тяги».

Есть полигоны, где проходят практику будущие путейцы, вагонники, электромонтёры, проводники и в Северобайкальском подразделении Восточно-Сибирского центра. «В этом году нам пообещали обновить весь путейский электроинструмент, летом завершится строительство учебного участка бесстыкового пути, где будут отрабатывать свои навыки монтёры пути и бригадиры, ведь «бархатный» путь стали укладывать и здесь, на БАМе», – отмечает начальник подразделения Константин Горюнов.

Красноярский центр отказался от покупки инструмента – его предоставляет во временное пользование на период обучения Дирекция инфраструктуры. «Инструмент быстро устаревает – закупая его, мы быстро превратимся в музей. Тогда как на предприятиях мы всегда можем получить на ответственное хранение современное оборудование, – считает начальник Красноярского центра Юрий Мутовин. – Вдобавок такая технология избавляет центр от бумажной волокиты, которой сопровождается приобретение инструментария, и даёт экономию». Налажен и обмен учебно-методической литературой. «Если в дирекции появляются новинки, мы тут же получаем возможность использовать их в своей работе», – уточняет он.


Жилые метры

Некоторым центрам не хватает общежитий. На Куйбышевской дороге, например, практически все здания центра – реконструированные детсады, больницы.
«Курсанты проживают в гостиницах за счёт предприятий, а это накладно, учитывая, что самое длительное обучение машинистов составляет около полугода, – говорит Марина Силина. – Формально мы несём ответственность за их поведение после занятий. Контролировать сложно. Преподаватели вынуждены ездить по гостиницам, проверять, не нарушают ли учащиеся правила внутреннего распорядка». Только в Октябрьском имеется комфортабельное общежитие, рассчитанное на весь контингент обучающихся. Правда, в этом году выделены средства на проектирование строительства общежитий в Самаре и Уфе.

Идут проектно-изыскательские работы для строительства общежития Вологодского подразделения Северного центра. А в Красноярске уже началось строительство девятиэтажного общежития на 196 мест.


Развивать и развиваться

Для качественного обучения нужны, конечно, кадры.

В центрах ежегодно аттестовывают преподавателей. Это важно, поскольку педагогические коллективы значительно омолодились. Например, в Хабаровском подразделении средний возраст работника – 49 лет, хотя девять лет назад он был под 60.
«Преподаватель, обучающий взрослых людей, должен иметь производственный опыт, обладать авторитетом, чего не всегда достаёт в молодом возрасте. Поэтому у него должна сохраняться потребность развиваться, ведь ему предстоит не только освоить новую для себя профессию педагога, но и отслеживать и вовремя внедрять в учебный процесс информацию о новой технике, технологиях», – говорит начальник Дальневосточного центра Андрей Воложанин.

Легче всего адаптацию в педколлективах проходят специалисты, ранее занимавшиеся техучёбой на предприятиях. Они уже обладают такими навыками, как отбор, систематизация материала, умеют работать с аудиторией. Но даже таким специалистам не менее трёх лет нужно обучаться методике преподавания.

Ещё один важный момент – производственное обучение на рабочих местах. После теории в центре курсант должен отработать в своём депо практику. «Проблема – поездка в локомотиве третьим лицом, – рассказывает мастер производственного обучения Самарского подразделения Куйбышевского центра Александр Лошкарёв. – Руководители депо ставят в поездку помощниками машиниста уже подготовленных работников, а не обучающихся. В результате курсант после теории, ни часу не сидевший за контроллером, приходит сдавать экзамен на право управления локомотивом».

Эту проблему решили на Юго-Восточной. «Чтобы избежать ситуаций, когда часы работы за контроллером проставляются фиктивно, у нас есть мастера производственного обучения, которые дважды за период практики проверяют обучающихся в депо, – делится Людмила Шерстюкова. –

А во время экзаменов на право управления локомотивом в комиссии присутствует ревизор из Дирекции тяги, и если вдруг выяснится, что у студента пробел в знаниях по недосмотру машиниста-инструктора, то последнему предстоит серьёзный разговор».

Игнат Вьюгин



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28