10 августа 2020 11:52

Менделеев помогал развивать транспорт

В субботу, 8 февраля учёные будут отмечать свой профессиональный праздник – День российской науки.
Знаменательно, что в этот же день исполнится 180 лет со дня рождения великого учёного Дмитрия Менделеева.

За свою жизнь он соприкасался с самыми различными областями знаний, оставив после себя 25 объёмистых томов, наполненных формулами и таблицами. Его оригинальные труды были посвящены самым различным областям знаний, в числе которых физика, химия, метрология, отрасли промышленности и сельского хозяйства, экономика и социология.

Помимо обессмертившего его имя открытия Периодического закона химических элементов, Дмитрий Иванович достиг успехов и в транспортной сфере. Интересно, что начало исследовательской деятельности учёного приходится на время его работы в Институте инженеров путей сообщения (1861–1864 годы), ныне ПГУПС.

В этом вузе Дмитрий Менделеев переоборудовал химическое отделение лабораторного здания. Сейчас эта аудитория носит его имя, о чём сообщает находящаяся над входом в неё мраморная мемориальная доска. Именно в Институте инженеров путей сообщения учёный выполнил экспериментальную часть труда, закончившегося в январе 1865 года защитой докторской диссертации «О соединении спирта с водой».

И после ухода из транспортного вуза Менделеев продолжал интересоваться развитием железных дорог. По его рекомендации для вывоза угля, чугуна и химической продукции из Донбасса была проложена рокада от магистрали, идущей из центра страны в Крым, до линии, соединяющей шахты и металлургические заводы с портом в Мариуполе. Эта трасса стала основой нынешней Донецкой магистрали, имеющей самую высокую плотность в СНГ.

Менделеев разработал предложения по изменению таможенных тарифов на уголь, доказал необходимость создания шлюзов и проведения дноуглубительных работ на Донце и Дону, развития портов на побережьях Азовского и Чёрного морей.

Учёный также предлагал проложить железные дороги к Северному Ледовитому океану для экспорта сырья. Эту идею удалось реализовать спустя почти 100 лет во время освоения Западно-Сибирского нефтяного района. Он же одним из первых высказал идею постройки Великой Сибирской магистрали (нынешнего Транссиба).

Участвовал Менделеев и в развитии других видов транспорта. Например, в 1880 году он опубликовал монографию «О сопротивлении жидкостей и о воздухоплавании», а также труд по движению тел в реальных жидкостях и газах.

Это дало толчок для создания в России специальных аэродинамических лабораторий и строительства аэродинамических труб. Выдвинув идею использования аэростатов для исследования страто-сферы, учёный в 1887 году с риском для жизни отправился в полёт на воздушном шаре в Клину для наблюдения солнечного затмения.

В 1890–1895 годах Менделеев работал консультантом Научно-технической лаборатории Морского министерства, где в 1892 году изобрёл и наладил производство бездымного пороха, который более чем в 1,5 раза мощнее чёрного дымного пороха.

Наконец, учёный определил места оптимального размещения судостроительных заводов, предложил схему усовершенствования сети железных дорог и водных путей. При этом одной из важнейших задач он считал освоение Северного морского пути, вдоль которого расположены самые богатые природные ресурсы страны.

В возрасте 67 лет учёный добивался своего назначения руководителем полярной экспедиции на ледоколе «Ермак». Для этого судна он разработал проекты перевода на нефтяное отопление и утепления кают, поскольку планировал пройти через Северный полюс.

Наталия Курская
Фото автора



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28