25 апреля 2019 10:47

Слесарь с компьютером

Была бы ещё одна жизнь – он всё равно работал бы в депо

Согласитесь, одно дело – почитать о реализации пилотного проекта и совсем другое – посмотреть на бережливое производство своими глазами.
Мы идём вдоль канав локомотивного ремонтного депо Инская со слесарем-аппаратчиком Александром Александровым. И я замечаю, как почтительно расступаются перед ним его коллеги. А он с гордостью демонстрирует мне новейшее оборудование депо. Сколько людей решили для себя, что им не по возрасту все эти технические новации, дотянуть бы до пенсии – и ладно. А Александр включает компьютерный терминал с библиотекой электрических схем, потом ведёт меня к новому складскому комплексу. Здесь переносным сканером считывает штрихкод ремонтной детали и через USB-порт переносит данные в компьютер для учёта и заказа запчастей.

Он гордится своей работой, и это слово «гордость» не раз прозвучит в нашем разговоре по душам.

Нужны ли современные компьютерные технологии слесарям в депо и что они дают? «Нужны обязательно, – убеждён Александр. – Благодаря им сокращается оборотный ремфонд, снижаются потери, компьютер не забудет нужную деталь, поэтому не будет внезапных простоев, а в целом затраты меньше – выше зарплата в конце концов». Это сильный мотив к освоению новой техники.

Когда человек так обстоятельно рассуждает и глубоко мыслит, можно подумать, что он родом из Академгородка. На самом деле Александр родился и вырос совсем рядом, в селе Барышево под Новосибирском. И хотел стать речником, ходить на судах по величавой красавице Оби. Но дорога к речным просторам лежала мимо станции Инская, размах которой заворожил мальчишку. В 1971 году он поступил в ГПТУ-10 на станции Новосибирск-Главный. Училище это славилось своей подготовкой слесарей-железнодорожников. Первым его мастером стал Евгений Максимович Крылов. Он помогал получать трудовые навыки, познакомил с локомотиворемонтным производством. А в 1973 году Александр пришёл работать в депо Инская. Его брат Валерий учился в НИИЖТе, звал в институт, да и родные уговаривали: иди, получай высшее образование. Но в Александре уже проснулась рабочая гордость. Была и материальная подоплека – слесарь получал в депо 300 руб., а выпускник вуза, инженер – только 120–180.

Первыми наставниками молодого рабочего были Сергей Буратаев и Геннадий Власов. Под их присмотром Александр быстро стал старшим слесарем межпоездной бригады. В 18 лет он сам разбирал для ремонта многотонные колёсно-моторные блоки электровоза. Попутно выучился на электрокарщика, на тракториста. А осенью 1974 года с командой призывников Александр прибыл в школу подводников во Владивостоке. После восьми месяцев учёбы был направлен служить на дизельную подводную лодку. Молодого моряка заметили и избрали секретарём комсомольской организации, приняли в ряды КПСС и назначили старшиной команды. Имеет Александров и благодарность от флотского командования, только не любит о ней говорить, лицо отворачивает, и голос немного дрожит. Пожар был в отсеке, дизель пошёл вразнос. Он спас, вынес на себе троих, а одного не успел, погиб парень. Так что благодарность такую лучше не получать.

После трёх лет флотской службы Александр вернулся домой, но не стал после армии гулять, как было принято. На второй день он явился на работу в депо.

А в 1982 году без отрыва от производства слесарь Александров снова пошёл учиться, в этот раз на помощника машиниста тепловоза и электровоза. И вот шесть месяцев с учебниками, инструкциями и правилами позади, настал день получения прав, вот и контрольная поездка на электровозе. Результат был неожиданным для него самого: не понравилось сидеть в кабине локомотива помощником. Скучно. Остался на ПТО. Это его стихия, она менялась вместе с ним, сменялись и эпохи в железнодорожной технике. Александров начинал с электровозов ВЛ8 и ВЛ23, при нём пришли в депо первые ВЛ10. Он снова учится, хочет стать аппаратчиком 5-го разряда, но для этого опыта маловато, надо знать всю схему электровоза. Тут в работе неожиданно стали пригождаться навыки подводника – их ведь учили работать на ощупь, в полной темноте.
«Как-то незаметно для себя, – говорит Александр, – начал учить других и горжусь этим. Вожу новичков по электровозу и сам учусь».

За советом к нему обращаются все: и ремонтники, и инструкторы-машинисты, потому что случаи бывают разные, например сгорел электровоз после ТР, что делать? Неужели снова ставить в ремонт или можно спасти машину? «Стараюсь помочь, я всю электротехнику освоил, не только работу аппаратчика. Или прихожу на работу, а в депо за три прошлые смены остались стоять три электровоза, так и не вышедшие из ремонта. Просят посмотреть и разобраться, что с ними делать. Починить-то можно быстро, только вот причину долго приходится искать. Надо на память знать все провода, блокировки, контакты. Выручаю людей».

Сейчас слесарь работает по седьмому разряду. Освоил ремонт локомотивов производства «Синары», там везде электронные модули и блоки, а он любит аналоговую технику и уверен, что на его век её хватит. Но и с электроникой Александров на «ты».

Самым страшным в работе были пожары. Горели электровозы, вентиляторные установки. Особенно запомнился 1986 год, когда таких ЧП было несколько. И ведь тушили возгорания не пожарные, а сами слесари, считая это своим делом.

Интересно, а что думают об Александре Владимировиче его коллеги? Слесарь Валерий Збарацкий говорит: «Вместе работаем больше шести лет. Грамотный, обязательный человек. Сам работает на совесть и всегда поможет товарищу». Илья Непочатов работал слесарем-механиком под началом Александрова как бригадира, а теперь и сам бригадир ПТОЛ: «Всегда относился к нему с огромным уважением – только на «вы». Он учил, подсказывал, как надо.

О его отношении к труду говорит любимая фраза: «Есть работа – надо делать».

Слесаря Александрова много раз поощряли, но с наградами выходило как-то нескладно. Когда-то давно, в 1982 году, вручили ему знак «Победителю социалистического соревнования». Годы прошли, сама награда куда-то подевалась, а записи в трудовой книжке в пенсионном фонде не верят. Номер стоит и печать, но подавай им сам знак, а иначе не было награды, и всё тут. Часы есть именные, штук пять – куда уж больше? В 2013 году был отмечен благодарностью министра транспорта Российской Федерации. Но есть одна награда, самая желанная, наша, железнодорожная, которую Александр Владимирович почитает выше всех остальных, – её-то у него и нет. Заместитель начальника депо по кадрам и социальным вопросам Наталья Громыко уверена, что он заслуживает представления к знаку «Почётный железнодорожник». «Александров, – говорит она, – достоин этого высокого звания. У него 37 поощрительных записей в трудовой книжке, ведомственные благодарности и награды РЖД. Из всех наших работников он один имеет такой большой трудовой стаж, он лучший наставник, воспитал многих людей, которые и сейчас, занимая высокие посты, его помнят».

Вспоминая свою жизнь, Александр даже загрустил немного: «Нас, ветеранов, осталось в коллективе человек 8–9. Работа, чего тут скрывать, очень тяжёлая. Здоровье можно сохранить только в одном случае: если не пить и не курить. Раньше я на слесаря 6-го разряда снизу вверх смотрел с огромным уважением, а сейчас не знаю, питает ли молодёжь к нам те же чувства. И всё равно, была бы ещё одна жизнь – работал бы слесарем. Я своей профессией горжусь».

Потом берёт электронный ключ, открывает свою ячейку, достаёт кейс с инструментом и идёт на канаву. Идёт учить и учиться.

Артур Берзин,
спец. корр. «Гудка»
Инская
Фото автора



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28    

Выбор редакции

Летний призыв