26 января 2020 02:56

Майдан преткновения

Украине пока не удаётся выйти из политического и экономического кризиса

Сегодня наш ближайший сосед переживает непростые времена. В субботу в Мюнхене открылась конференция по вопросам безопасности, на которую съехалась вся мировая политическая элита. В центре дискуссий оказалась тревожная ситуация на Украине.
Два с лишним месяца в Киеве продолжается акция протеста. Люди, убеждённые, что после вступления Украины в ЕС наступит лучшая жизнь, вышли на площадь, чтобы выразить своё недовольство отказом от этого шага. Начиналась акция мирно – с митингов и речей. Среди её участников были представители различных партий и движений. Нашлось там место даже 12-летней девчонке, которая сбежала из дома после ссоры с родителями. Майдан ребёнка не обидел, поручив «дочери полка» чистить картошку для «протестувальников». К тому времени на Майдане вырос палаточный городок. Вопросы с его финансированием, похоже, во многом решены, поскольку там есть еда, вода, дрова и тёплая одежда. Участников даже развлекают выступлениями артистов. В Киев съехались журналисты из всех стран мира, и телеканалы беспрерывно транслируют страшные картинки: фигуры дерущихся людей в дыму, баррикады и костры. Создаётся такое впечатление, что на Майдан вышла вся страна.

Но буквально в двухстах метрах отсюда идёт обычная жизнь. Работают магазины, рестораны. Ходят троллейбусы и трамваи. Люди едут на работу и с работы. Ничего этого на телеканалах нет. Кое-кто вообще считает, что Майдан – это хорошо срежиссированный спектакль. Вот только режиссёры не показывают своих лиц.

Между тем в ряде областных центров тоже появились свои «майданчики». Радикалы захватили ряд административных зданий в Львовской, Тернопольской, Ивано-Франковской областях. Один из наших журналистов видел, как так называемый «Правый сектор» (в него входят футбольные фанаты-ультрас и национал-фашисты) пытался штурмовать обладминистрацию в Днепропетровске:
– Около двухсот молодых людей в капюшонах, обмотанные шарфами и масками, вооружённые арматурой и обрезками от труб, атаковали милиционеров. Но, почувствовав хороший отпор, они разбежались кто куда. ...

Дело дошло до того, что в некоторых городах стали создавать отряды самообороны, а в Харькове появилось движение «Украинский фронт» – так недалеко и до гражданской войны.

Давно кончился мир и в центре столицы. Майдан ощетинился баррикадами. Замелькали люди в масках и боевом снаряжении. А в костры полетели вместе с дровами автомобильные покрышки. Чёрный дым поднялся над Киевом, как облако над Чернобылем. На площади звучали песни вперемешку с молитвами, лозунги «Слава Украине!», яростные речи о демократии и требования отставки президента Виктора Януковича и правительства.

Стихия вышла из берегов. И власть решила вернуть её в рамки закона. 16 января Верховная рада в связи с «обострением политически-социального кризиса» приняла ряд поправок, вводящих ограничения на проведение массовых акций. В пояснительной записке говорилось, что «нередки стали случаи массовых беспорядков, вмешательства в работу государственных и правоохранительных органов, происходят захваты административных зданий, проявления вандализма и экстремизма…».

В ответ 19 января протестующие попытались прорвать в правительственном квартале оцепление «Беркута». Милиционеров закидывали кусками брусчатки и бутылками с зажигательной смесью. Те, в свою очередь, применили резиновые пули, светошумовые гранаты и слезоточивый газ. В результате пострадали более двухсот человек с обеих сторон. Сожгли два автомобиля, четыре милицейских автобуса, а заодно и кассу стадиона «Динамо».

Власть пошла на компромисс. Подал в отставку премьер-министр Николай Азаров. А Верховная рада отменила большую часть законов, принятых 16 января, и пообещала амнистию участникам протестных акций, если они освободят захваченные здания и площади.

Майдан наотрез отказался разойтись. Он требует амнистии безо всяких условий и отставки президента.

Но чем дольше затягивается противостояние, тем больше нареканий у населения оно вызывает. «Здесь живут люди!» – такой плакат вывесили на балконе одного из домов по улице Грушевского. Жители жалуются на то, что в квартирах нечем дышать из-за чёрного смога, который стоит на улице. От жуткой гари не спасают ни стеклопакеты, ни кондиционеры.

С одной из участниц Евромайдана Ольгой мы разговорились, когда она занималась распространением листовок среди подразделений «Беркута». «Пора этот кошмар заканчивать! Не стреляй в нас, брат! Мы просто хотим жить как люди!» – написано в обращении.

Но что значит «жить как люди»? Экономические предпосылки играют в украинском кризисе, пожалуй, даже большую роль, нежели политические. После каждых выборов здесь меняются фигуры у власти и происходит передел собственности. Бизнес жалуется на коррупцию и бандитов с судимостями, которые засели во властных кабинетах и облагают данью предпринимателей. А простые люди – что жизнь становится невыносимой.

О причинах экономического кризиса говорил Николай Азаров до своей отставки:
– За последние 20 лет доля машиностроения и перерабатывающей промышленности в структуре нашей экономики уменьшилась в 3 раза, зато доля торговли увеличилась до 30%. За этими цифрами стоит практически деиндустриализация страны. Мы вовремя не модернизировались, не вкладывали необходимые средства в развитие экономики, не занимались созданием современной инфраструктуры.

Желающих инвестировать в Украину немало. Но все преследуют свои интересы. Так, Китай не прочь расширить сотрудничество в военной сфере – его интересуют ноу-хау. Он хочет развернуть на Украине своё сельскохозяйственное производство. Только во что превратят китайские технологии знаменитый украинский чернозём? Китайцы готовы вкладывать средства и в инфраструктурные проекты. Например, в Крыму рядом с курортами Евпатории и её золотыми песчаными пляжами планируется построить порт с общим грузооборотом 140 млн тонн в год. Но что останется после этого от знаменитых здравниц Крыма?

Между тем потенциал уже налаженных промышленно-производственных связей ещё не исчерпан. Трубная промышленность Украины, металлургия, авиастроение и судостроение, машиностроение, сельское хозяйство, ракетно-космическая отрасль – вот далеко не полный перечень сфер, где взаимовыгодное сотрудничество возможно как с Россией, так и с западными соседями. Наглядный тому пример – днепропетровский «Южмаш». Это предприятие стояло у истоков создания уникального железнодорожно-ракетного комплекса. А потом американцы предложили совместный проект «Морской старт». И он стал первым в истории международным проектом создания и эксплуатации ракетно-космического комплекса морского базирования. Сегодня в нём участвуют российская РКК «Энергия», американская компания Boeing Commercial Space Company, украинские ГКБ «Южное» и «Южмаш».

Украинские железные дороги сегодня в обычном режиме принимают и отправляют поезда. «Мы все люди, со своими убеждениями и взглядами, – говорит представитель Приднепровской железной дороги Ирина Козлова. – Но когда приходим на работу, то мы прежде всего железнодорожники. Как профессионалов, нас сейчас больше волнуют снегоборьба, обледенение и обрывы контактной сети и подготовка нового расписания движения поездов».

Железнодорожники – одна из наиболее социально защищённых категорий в стране, несмотря на периодически возникающие трудности с выплатой зарплат и пенсий. Например, председатель Совета ветеранов Крымской дирекции железнодорожных перевозок Виктор Паршуков говорит: «В коллективном договоре нашей дороги 17 пунктов касаются защиты пенсионеров. И на всех шести магистралях страны – от Львовской до Донецкой – отношение к ветеранам такое же. Бесплатно или по более низкой цене, в зависимости от льготной категории, мы получаем уголь, можем лечиться в ведомственных поликлиниках и получать бесплатные лекарства».

Но молодое поколение хочет большего, и это вполне понятно. Выпускник Львовского филиала Днепропетровского университета железнодорожного транспорта Иван Мартынкевич говорит: «Многие мои знакомые не пошли работать на «железку». Зарплата начинающего свою карьеру молодого специалиста в 2,5–3 тыс. гривен (примерно 10 тыс. руб.) мала для работника, вынужденного, как правило, снимать жильё и содержать семью. Лично я собираюсь продолжить образование в Европе».

Иван не одинок. Немало украинцев уезжает на Запад, видя там для себя лучшие перспективы.
«Промышленные связи с Россией – это неплохо, – рассуждает тот же Иван Мартынкевич. – Но завязанные на них восточные регионы лишь «проедают» советское наследство. А нам нужны новые технологии, модернизация предприятий. Такие технологии можно получить только на Западе, а для того, чтобы их правильно использовать, нужны эффективные управленцы».

Логика таких рассуждений понятна. Но в каком виде придут эти «новые технологии»? В виде готовых поездов «Хендай», какие спешно закупила Украина, чтобы не ударить в грязь лицом на Евро-12? Разве это добавило новых рабочих мест или денег в бюджете?

Железнодорожники считают своим долгом перевозить грузы и пассажиров вне зависимости от их «политической окраски». Но они не скрывают своей обеспокоенности и затянувшимся кризисом, и конкретными последствиями вступления Украины в ЕС, которого жаждут сторонники Майдана. Эта тревога видна в строках резолюции собрания трудового коллектива Южной железной дороги. В ней говорится о том, что украинские производители не смогут конкурировать на рынке с продукцией европейских стран, это грозит остановкой многих производств, а следовательно, и падением объёмов перевозок.

Украину сегодня раздирают противоречия – экономические, политические, культурные, языковые. Россия протянула ей руку помощи. Но выбирать, с кем и куда идти, наш сосед должен сам. Можно и в ЕС. Но не постигнет ли украинцев глубокое разочарование после того, как они столкнутся с новой реальностью? Что делать тогда – созывать Майдан в Брюсселе?

Юлия Квитко
Киев – Днепропетровск



Сеть железных дорог Украины составляют Донецкая, Львовская, Одесская, Южная, Юго-Западная и Приднепровская. Эксплуатационная протяжённость путей – около 22 тыс. км, из которых электрифицировано 45%.
Парк грузовых вагонов дочерних предприятий ГАЖТ «Укрзализныця» составляет 116063 единицы. У самой УЗ пассажирских вагонов – 7,025 тыс., тепловозов – 2,447 тыс., электровозов – 1,547 тыс. Железнодорожный транспорт обеспечивает 82% грузовых и около 50% пассажирских перевозок. В 2013 году по железной дороге перевезено 483,3 млн человек, 443,222 млн тонн грузов.
По территории Украины проходят три железнодорожных транспортных коридора – № 3, 5, 9. Длина национальной сети транзитных коридоров составляет 3162 км.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28    

Выбор редакции

Летний призыв