28 января 2020 20:06

Кабины электропоездов проверили на безопасность

В Брянском государственном техническом университете разработали способ оценки степени защищённости машинистов электричек при столкновениях с автомобилями на переездах.
Как напомнил доцент этого вуза Дмитрий Антипин, к сожалению, по нескольку таких аварий происходит практически каждый год, преимущественно на нерегулируемых переездах. При этом члены локомотивной бригады подчас получают серьёзные травмы, поскольку в момент столкновения на них воздействуют большие ударные усилия.

Учёные университета решили проверить кабины электричек на надёжность в случае возникновения подобных ситуаций. При этом от зарубежного опыта краш-тестов с использованием специализированных манекенов они отказались из-за его дороговизны. Вместо натурных испытаний кабин электропоездов учёные применили методы математического твердотельного моделирования аварий, позволяющие получать результаты, сходные с данными экспериментов.

Для анализа безопасности членов локомотивной бригады использовалась модель манекена, параметры которого соответствуют антропометрическим характеристикам среднего мужчины. Причём взаимодействие различных частей манекена друг с другом полностью соответствует функционированию организма человека, что достигается ограничением углов поворотов в шарнирных соединениях.

Для описания контактов машинистов с деталями внутреннего оборудования кабины в модели головного вагона электропоезда учёные детально проработали её интерьер. В кабину управления в качестве подсистем они поместили две математические модели манекенов (машиниста и его помощника). А контактные элементы программного комплекса позволили воспроизвести взаимодействие манекенов с частями интерьера кабины при аварийных соударениях.

Свою методику сотрудники БГТУ опробовали на примере условного столкновения электропоезда постоянного тока ЭД4М производства ОАО «Демиховский машиностроительный завод» с грузовым микроавтобусом Mercedes-Benz Sprinter на автомобильном переезде.

В результате они определили усилия, действующие на элементы манекена при подобных авариях, и рассчитали степень возможного травмирования машинистов, находящихся в кабине электричек в момент реального столкновения с автобусом.

По мнению Дмитрия Антипина, применение данного способа проверки безопасности электропоездов позволит машиностроителям разработать кабины, в которых уровень травматизма членов локомотивной бригады будет минимальным.

Андрей Стрельцов



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28    

Выбор редакции

Летний призыв