21 сентября 2019 06:24

Второе открытие

Загрузка нового международного транспортного коридора будет зависеть от качества его работы

Как уже сообщалось, 17 декабря первый поезд с углем прошёл через модернизированный железнодорожный погранпереход Махалино (РФ) – Хуньчунь (КНР). Таким образом, открыто постоянное сообщение на данном направлении.
Пограничный переход Махалино – Камышовая – Хуньчунь протяжённостью 20 км был построен в 1999 году и функционировал с 2000 по 2004 год. В этот период он принадлежал ОАО «Золотое звено» и его работа неизменно сопровождалась всяческими сложностями в отношениях с МПС России и ОАО «РЖД», взаимными претензиями и тяжбами. В конце концов ввиду несоответствия пункта пропуска требованиям Росграницы, в частности проблем с системами освещения и видеонаблюдения, работа государственных контрольных органов на данном участке была приостановлена. Последующие девять лет переход был закрыт. Долг компании-собственника рос, и в 2010 году её признали банкротом. Участок решением суда перешёл к ОАО «РЖД». Первый заместитель начальника Дальневосточной дирекции управления движением Дмитрий Бородинский поясняет, что решение о необходимости возобновления работы было принято сразу, тем более что и китайская сторона проявила заинтересованность в дополнительном коридоре.

В 2012 году началась разработка мероприятий по поэтапной модернизации линии, и к концу следующего года комплекс восстановительных работ был завершён. Сегодня переход рассматривается как важный узел в рамках МТК «Приморье-2». Представители ДВЖД отмечают, что на сегодняшний день переход обладает всей необходимой инфраструктурой, позволяющей осуществлять внешнеторговые перевозки. На первом этапе их объём составит порядка 2 млн тонн в год, затем объёмы планируется увеличить до 8 млн, в том числе 4,5 млн тонн экспортных и 3,5 млн тонн импортных грузов, а в перспективе – возможно и до 15 млн тонн.

Что касается номенклатуры грузов, намеченных к перевозке, то в первую очередь это уголь из России в Китай, а также лес, руда и удобрения. Из Китая же ожидаются транзитные перевозки грузов в контейнерах, товары через Россию в Северную Корею, через порт Раджин и далее на юг Китая.

Нерешённым пока остаётся вопрос пассажирских перевозок. В ОАО «РЖД» отмечают, что сегодня необходимости в их развитии здесь нет и сначала этот рынок нужно как следует изучить, чтобы понять, какой пассажиропоток следует ожидать, учитывая наличие альтернативных вариантов перевозки. «Развитие пассажирских перевозок по переходу на сегодняшний день не является перспективным в силу того, что в направлении Китая развит автомобильный транспорт и этого вполне достаточно для того, чтобы из Гродекова доехать до того же самого Хуньчуня или наоборот», – пояснил Дмитрий Бородинский.

Несмотря на то что вопрос о возвращении погранперехода Махалино – Хуньчунь к работе возникал неоднократно, пока далеко не все потенциально заинтересованные в нём компании готовы делать какие-то прогнозы на будущее. В то же время и важность этого направления тоже никто не отрицает.

По мнению вице-президента Торгово-промышленной палаты Приморского края Сергея Щербакова, возобновление работы перехода на сегодняшний день носит в большей степени политический, нежели экономический характер. «Это благоприятно отразится на взаимоотношениях с Японией и Кореей как Северной, так и Южной. Япония рассматривает этот маршрут как одну из возможностей выхода на внутренний рынок Китая, а в дальнейшем и Европы. А Северная и Южная Корея не забывают о планах по созданию Транскорейской магистрали», – поясняет эксперт.

Вице-президент Дальневосточной торгово-промышленной палаты Андрей Буданов отмечает, что для китайской стороны этот переход не менее важен, чем для российской. Если учесть, что сейчас планируется активно развивать северо-восточные территории КНР, то в связи с возобновлением работы коридора у севера Китая появляется доступ к российским портам.

Специалист отдела проектных и мультимодальных перевозок компании «ЛогЛаб» Дмитрий Кровяков полагает, что открытие перехода как минимум способствует разработке различных схем перевозки. Он, в частности, отмечает: «Наличие альтернативных путей сообщения в любом случае положительно сказывается на транспортной ситуации в регионе. Это даёт разнообразие выбора логистических схем для конечного получателя, сокращает загруженность путей, что, в свою очередь, выливается в сокращение транспортных издержек и транзитного времени».

Генеральный директор компании Optim Consult Евгений Колесов делает акцент на расположении перехода. «Только то, что Хуньчунь находится на стыке Китая, России и Северной Кореи, уже подразумевает, что этот участок уже в силу своего географического положения будет иметь значение для многосторонней торговли. Совершенно ясно, что большей частью экономическое сотрудничество касается Китая и Дальнего Востока, тут кроется огромный потенциал, а объём двусторонних торговых операций неустанно увеличивается», – поясняет эксперт. При этом он обращает внимание на тот факт, что в Хуньчуне начато строительство международного грузового хаба с объёмом капиталовложений в проект более $85 млн в рамках реализации генерального плана по грузовым перевозкам национальных шоссе КНР, что ещё раз подчёркивает экономическую важность района. Евгений Колесов констатирует: «Переход Махалино – Хуньчунь будет удобным маршрутом для отправок товаров в Приморье, на Дальний Восток. Думаю, наибольшей популярностью исходя из экономической специфики провинции будут пользоваться такие товары, как текстиль, одежда, мебель, стройматериалы, изделия из пластика. Чтобы говорить об объёмах, нужно попробовать это направление фактически, тут могут быть подводные камни, найти которые позволит лишь практическая работа. Зная возможные проблемы на этом направлении, уже можно будет называть конкретные цифры».

Возобновление работы перехода Махалино – Хуньчунь представляется своевременным, в частности, в условиях сильной загрузки других переходов. Дмитрий Кровяков в этой связи замечает: «При постоянно растущем объёме перевозок через Забайкальск и Гродеково возобновление Махалино будет воспринято c воодушевлением среди перевозчиков. Также будет удобнее доставлять грузы из северо-восточной части Китая по железной дороге, чем морским сообщением. И в целом появилась альтернатива для перевозок китайских грузов, если возникнут форс-мажорные ситуации с дальневосточными портами».

Компания Asstra на данный момент пока не планирует везти грузы через вновь открытый переход, но и не отрицает, что в дальнейшем это вполне может случиться. Директор Управления морских и железнодорожных перевозок Сергей Омельянюк отмечает, что на сегодняшний день компания доставляет грузы на погранпереход Достык – Алашанькоу, но в связи с его постоянной загруженностью в будущем новая альтернатива вполне может быть рассмотрена.

Таким образом, пограничный переход Махалино – Хуньчунь на сегодняшний день вызывает большой интерес и как способ дальнейшего совершенствования торговых отношений с Китаем, и как возможность разгрузить другие погранпереходы, которые не всегда справлялись с перегрузом. Конечно, не следует ожидать, что участники рынка резко изменят наработанные маршруты и встанут в очередь на перевозку, но многие рассматривают данный переход как перспективный и удобный способ доставить грузы в Китай.

При этом вполне очевидно, что первостепенное значение будет иметь качество того сервиса, который предоставят на данном направлении железнодорожники, пограничники и таможенники.

Александра Можаровская



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Выбор редакции

Летний призыв