21 сентября 2020 18:58

Дело имиджа

Недоучившиеся иностранцы делали деньги на именах крупных компаний

В Черёмушкинском суде столицы начались слушания по существу дела трёх нигерийцев, обвиняемых в организации мошенничества невиданных масштабов и дерзости.
Эта история началась с нелепой ситуации, которая вполне бы могла сойти за анекдот. Но забавные сами по себе факты, собранные воедино, предстали в виде криминального спрута, в жертву которому приносилась международная репутация транспортных компаний.

Весной 2011 года в офис представительства ОАО «Российские железные дороги» в Китайской Народной Республике обратились возмущённые руководители одной из китайских компаний. Коммерсанты предъявили претензии: где, мол, наши вагоны с углем, за которые мы заплатили $50 тыс.? Они предъявили документы о перечислении денег. Пекинский офис РЖД попросил время на изучение ситуации и на консультации с Москвой. Подняв документацию, международники и юристы не нашли договоров с предъявившей претензии фирмой.

После этого в Главное управление на транспорте МВД поступило заявление. Как выяснилось, некто по имени JSC и фамилии Railways (в переводе на русский – господин ОАО Железные Дороги) совершил крупное мошенничество. Обладатель столь звучных ФИО являлся подданным Нигерии.

Оперуполномоченный оперативно-разыскного управления ГУТ МВД майор полиции Антон Савельев признал, что он и его коллеги впервые столкнулись с подобной ситуацией. Исходных данных было немного, да и все ниточки, которые могли бы вывести на непосредственного исполнителя, были отрезаны. Телефоны, по которым китайские бизнесмены вели переговоры, отключены, интернет-сайт, где была информация о деятельности фальшивой конторы, заблокирован, банковский счёт закрыт.

Необходимо было установить механизм мошенничества. В этом помогли пострадавшие бизнесмены из Поднебесной. Приехав в Россию, они написали заявление и рассказали историю своего финансового провала. На международной электронной торговой площадке они наткнулись на заманчивое предложение – цена на транспортировку угля по России была ниже, чем у всех официальных перевозчиков. Коммерсанты вышли на поставщика услуги. Условием сделки была стопроцентная предоплата. Риск был велик, но генеральный директор конторы времени на раздумья не давал: намекнул, что к нему уже выстроилась очередь из желающих.

Не желая упускать выгоду, азиатские бизнесмены оперативно перевели деньги и стали ждать. Финалом их ожидания стала сцена в пекинском офисе ОАО «РЖД», всё это время китайские бизнесмены считали, что ведут переговоры с представителями компании.

Работа транспортных полицейских началась с тщательного мониторинга сети Интернет и консультаций с коллегами. Оказалось, что слухи о мошенничествах с использованием названий крупных российских компаний ходили давно, но ни одного заявления от потерпевших иностранцев не было. А это необходимое условие для возбуждения уголовного дела.

Список мошенников оказался внушительным. Компанию господину ОАО Железные Дороги составили Лук Ойл-Ойл, Газ Пром, Мурманское Пароходство, Рос Нефть и т.д. Все они были гражданами африканских стран.

Они попали под наблюдение сыщиков полицейского транспортного главка. Шаг за шагом оперативники стали приближаться к организаторам аферы. Уже к осени 2012 года полицейские собрали достаточную базу для предъявления обвинения конкретным людям.

Подозреваемые нигерийцы 30–45 лет, проживающие в Москве, были студентами столичных вузов, по разным причинам они недоучились на юристов, медиков, инженеров. Остались в Первопрестольной и, не имея официального источника доходов, жили на широкую ногу: снимали шикарное жильё в центре города, покупали автомобили, устраивали вечеринки в дорогих клубах.

Для махинаций им необходимы были иностранные паспорта с соответствующими данными. Российские документы здесь помочь не могли, поскольку их легко проверить. В ход шли в основном устаревшие образцы удостоверений личности стран Африки. Разжившись корочкой, злоумышленники регистрировали сайты с именами, созвучными своим ФИО, а затем наполняли их тематическим контентом. В частности, портал ОАО Железные Дороги рассказывал о железнодорожных перевозках в России, страничка Лук Ойл-Ойла повествовала о нефтепродуктах и т.д.

С фальшивыми уставными документами африканские коммерсанты выходили на международные торговые площадки, предлагая услуги и ресурсы по бросовым ценам. Но демпинговали мудро: снижали стоимость на разумное количество процентов.

Отличились оборотистые нигерийцы и ещё одним изобретением – в пакет они включали услугу по… регистрации сделки в российском Минюсте. По предварительным подсчётам, мошенники обманули порядка 220 компаний по всему миру. Суммы сделок варьировались от $15 тыс. до нескольких миллионов долларов. В правоохранительные органы почти никто из коммерсантов не обращался, а многие из них получали крупные банковские и государственные кредиты под эти сделки. Но для солидных организаций куда проще заявить, что их обманули в российской компании с мировым именем, чем рассказать о том, что, погнавшись за прибылью, они стали жертвами мошенников. Дело имиджа.

Как пояснил майор полиции Антон Савельев, репутация отечественных компаний, работающих на международном рынке, пострадала. Так, ставки на страховку по сделкам с россиянами сейчас максимальные. И обманутые нигерийскими гостями предприниматели, получая страховку, рассказывали партнёрам о «коварстве русских».

Троих организаторов махинаций задержали в конце октября 2012 года, сейчас они предстали перед судом. На днях в Москву приехали представители французской компании NCT Trading, которых господин по имени PETRO NEFT обманул на $400 тыс. Подозреваемые задержаны. Следствие по делу продолжается.

Елена Демиденко

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31