25 июня 2019 12:58

От идеи до стратегии

Участие в инновационной работе повышает статус и расширяет горизонты

Новаторство – это стиль жизни многих молодых сотрудников компании, кто хотя бы однажды участвовал в конкурсе «Новое звено».
Инновации как привычка

Для главного инженера Тосненской механизированной дистанции пути Дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин Октябрьской дирекции инфраструктуры Алексея Машкова всё началось на конкурсе «Новое звено – 2008».

Тогда он был молодым начальником технического отдела и вместе с командой готовил проект «Диагностический комплекс контроля технического состояния гидравлических насосов путевых машин Дуоматик, Унимат», чтобы улучшить работу на своём предприятии. Для участия в конкурсе проект пришлось существенно дорабатывать. В итоге он занял третье место. «Мы реализовали его уже на следующий год, получили патент. Изобретение отлично вписалось в работу нашей путевой техники, как и было задумано изначально», – рассказывает Алексей.

Наградой за новаторский труд стала недельная стажировка на предприятиях железных дорог Германии и знакомство с работой финских коллег – возможность посетить Финляндию предоставило каждому участнику команды-победителя руководство Октябрьской дороги. «В общем, с этого началось моё собственное развитие, – резюмирует новозвенец. – Благодаря участию в слёте молодёжи появились навыки проектной работы, управления, самообразования. Сейчас на своём предприятии я всячески поддерживаю рационализаторские предложения. Мой собственный опыт показывает, что это существенно повышает эффективность работы».


Для особенных людей

В поисках темы для проекта ведущий инженер отдела реформирования Октябрьской дороги Екатерина Сапсай обратилась к опыту внедрения разных сервисов и служб на железных дорогах Европы. И поняла, что Россия отстаёт в адаптации среды для маломобильных групп населения.

На конкурсе «Новое звено – 2010» её проект «Центр содействия мобильности (ЦСМ)» взял «бронзу» и стал первым социальным проектом в истории конкурса, вошедшим в тройку победителей. Его актуальность признало руководство компании, а начальник Дирекции железнодорожных вокзалов Сергей Абрамов предложил девушке переехать из Питера в Москву, чтобы работать над собственным направлением.

Сегодня Екатерина – начальник сектора организации содействия маломобильным группам населения Дирекции железнодорожных вокзалов. Проект реализован на полигоне Северо-Западной региональной дирекции железнодорожных вокзалов. В 2012 году были проведены тестовые испытания работы call-центра ЦСМ, на Московском вокзале организована группа содействия мобильности, запущен новый порядок действий при обслуживании лиц с ограниченными возможностями на вокзалах. Позже к проекту присоединились все вокзалы Московского, Северо-Западного, Горьковского и Северо-Кавказского направлений, были разработаны механизмы взаимодействия ЦСМ с компаниями по перевозке пассажиров в дальнем и пригородном сообщениях.
«Мы вышли на тот уровень, когда идея стала актуальна не только для дирекции, но и для всей компании. Можно сказать, мы приближаемся к «европейскому» взгляду на людей с ограниченными возможностями. Скоро по всей сети люди смогут получить информацию о доступности вокзалов для инвалидов и весь перечень услуг, – рассказывает Екатерина Сапсай. – Проект, который я представляла на конкурсе, стал частичкой той большой работы, которую мы сейчас ведём».


Сплошной синтез

Юрий Газизов сегодня – начальник отдела новой техники Дирекции тяги ОАО «РЖД». В 2008 году, будучи ещё студентом 4-го курса ИрГУПСа по специальности «электрический транспорт железных дорог», он впервые увидел в университете объявление о самом первом конкурсе «Новое звено» и решил собрать команду, чтобы принять в нём участие. Товарищем Юрия по команде стал Олег Мельниченко, который, работая над диссертацией в аспирантуре ИрГУПСа, познакомился с современными инновационными технологиями в области эксплуатации и ремонта электроподвижного состава и взялся за собственные разработки. Исследования студента Юрия Газизова и аспиранта Олега Мельниченко легли в основу проекта «Повышение эффективности и энергетических показателей режима рекуперативного торможения электровозов переменного тока», с которым команда из Иркутска на первом конкурсе «Новое звено» заняла второе место.

Для Юры идея трансформировалась в диплом, а потом и в кандидатскую диссертацию. Уже в 2009 году новый проект Юрия Газизова «Повышение качества электрической энергии в контактной сети, ресурса электронного и электрооборудования переменного тока» взял «золото». К слову, второе место тоже занял проект из ИрГУПСа.

Университет ежегодно отправляет на конкурс несколько своих работ, за 6 лет их набралось более полусотни. В вузе создан проектный офис, что-то вроде студенческого конструкторского бюро, чтобы помогать будущим новозвенцам разрабатывать и оформлять свои проекты. Олег Мельниченко, уже в качестве заведующего кафедрой «Электроподвижной состав», стал куратором и наставником членов команд.

Сегодня проект ИрГУПСа реализуется в рамках научно-технической работы (НТР) на 2013–2015 годы. «Это сплошной синтез, – улыбается Юрий Газизов. – Когда всё начиналось, нас было мало, потом наша команда увеличивалась, создавались группы по отдельным направлениям и вопросам, а в итоге у нас получился комплексный проект для оптимизации работы электровоза во всех его режимах».


Лавинообразный процесс

Потомственный железнодорожник, технолог службы технической политики Дальневосточной железной дороги Яна Ковалёва свой проект «Автоматическая система предупреждения о сходе лавин на железнодорожный путь» называет семейным. «Мы с мужем работали тогда в северных районах Дальневосточной дороги, – поясняет Яна. – Сход лавин – очень частое природное явление для тех мест. А человеческая жизнь, как известно, бесценна. Придумали установить систему магнитных датчиков, которые определяют начавшийся сход лавины и заблаговременно предупреждают об этом локомотивную бригаду и поездного диспетчера. Воплотили всё это на бумаге и стали думать, где найти ресурсы».

Благодаря участию в конкурсе «Новое звено – 2011» проект, который занял второе место, был реализован на Дальневосточной дороге, на двухкилометровом лавиноопасном участке Кото – Тулучи. В планах – тиражирование опыта на другие подобные участки.

Для Яны это было первое участие в молодёжных программах ОАО «РЖД» и первая поездка на слёт молодёжи. «Благодаря победе в конкурсе я побывала на стажировке в Испании, окончила Корпоративный университет, сейчас преподаю в ДВГУПСе в институте переквалификации, – рассказывает девушка. – Я не только выросла профессионально, я расширила свои горизонты, обрела много новых товарищей».


Держать марку

Проект «Обнаружение низкой помехоустойчивости автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа» команды молодых рационализаторов с Московской дороги занял первое место в конкурсе «Новое звено – 2012».
«Будем реализовывать совместно с ОАО «ВНИИЖТ», – рапортует руководитель проекта старший электромеханик Московско-Ярославской дистанции СЦБ станции Лосиноостровская Московской дирекции инфраструктуры Сергей Кульков. – Мы изначально предполагали, что проверка автоматической локомотивной сигнализации будет проходить на существующем проверочном стенде, просто немного модернизированном. Но было принято решение создать принципиально новый стенд. Мы передали учёным чертежи и сейчас ждём опытный образец нового устройства».

За плечами Сергея конкурсы «Новое звено», «Идея ОАО «РЖД» и своя сложившаяся команда. «Вместе с супругой Мариной и другом Ренатом мы начали предлагать рационализаторские идеи в 2009 году. Захотелось что-то менять на своём предприятии – это была основная мотивация. Сейчас нас уже 14 человек, в прошлом году повезли на конкурс «Новое звено» пять проектов, один отсеялся на начальном этапе, 4 дошли до полуфинала, и один, как видите, вышел в победители, – перечисляет Сергей. – После первого слёта молодёжи, на котором мы побывали, даже работать стали иначе. Дружнее, что ли, слаженнее. На станции – ни одного нарушения работы вверенных нам устройств. До этого к нам как в ссылку отправляли, никто не хотел идти, а сейчас – очередь. Марку держим: приходят новые люди, вливаются в коллектив, работа ладится».

Сейчас новатор учится в Корпоративном университете, делится опытом с ребятами, которые только совсем недавно решили связать свою жизнь с работой в железнодорожной сфере, рассказывая, что бессонные ночи проектной работы – это только начало. Сетует Сергей Кульков только на свой возраст – ещё немного, и на молодёжный конкурс он уже не пройдёт. Но не отчаивается: были бы идеи, а найти им применение можно всегда.

Надежда Россихина



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Выбор редакции

Летний призыв