04 апреля 2020 18:28

Резервы ещё велики

Этот год был непростым, но мы прошли его вместе в интенсивной работе, и я благодарен всем за конструктивное взаимодействие. Компания по численности работающих является крупнейшей в России, и это накладывает огромную ответственность как на само ОАО «РЖД», так и на тех, кто с ним работает, кто пользуется его услугами. Это взаимная ответственность. Она распространяется и на органы власти, и на грузоотправителей, и на перевозчиков, и  на пассажиров.
Аркадий Дворкович, заместитель председателя Правительства Российской Федерации
В этом году, действительно непростом для страны с экономической точки зрения, были достигнуты серьёзные результаты, приняты важные решения. Темпы роста российской экономики сейчас низки. Они лишь немногим превышают 1%, по последним данным, а темпы роста в промышленности фактически нулевые, и это означает, что ОАО «РЖД» при сокращении грузооборота тем не менее обязано выполнять все показатели надёжности, финансовой устойчивости, которые позволяют двигаться вперёд и реализовать намеченные планы. В том числе выполнять инвестиционную программу ОАО «РЖД». И всё это удалось сделать прежде всего благодаря исполнению тех решений, тех планов, которые были приняты год назад на таком же итоговом заседании правления.

Я посмотрел проект протокола сегодняшнего заседания правления. Пожалуй, это самый развёрнутый протокол из всех, которые я вообще видел в жизни. В правительстве такое не принято, и, может быть, зря. На год вперёд нужно планировать именно таким образом. Хотя совокупность планов деятельности министерств и ведомств, которые сегодня реализуются по указанию президента, – это такой же объёмный документ, и его исполнение также влияет на деятельность «Российских железных дорог».

В этом году ОАО «РЖД» продолжало прилагать усилия по повышению эффективности своей деятельности. Мы этому уделяем самое большое внимание. Это касается всех крупных компаний, прежде всего инфраструктурных монополий, и в этом отношении именно ОАО «РЖД» достигло наибольших успехов по сравнению с другими крупными монополиями.

Сейчас мы смотрим планы на ближайшие годы, которые заявляются компаниями. Сегодня будут совещания у председателя правительства по инвестиционным программам «Газпрома», «Российских сетей», «ФСК». Показатели на ближайшие годы, например, у «Российских сетей» более амбициозные, чем у ОАО «РЖД». Почему? Потому что не было проделано той большой работы, которую железнодорожники проделали в предыдущие годы, и резерв для экономии там гораздо выше.

Но в целом, если брать период с 2010 по 2015 год, то, конечно, именно в ОАО «РЖД» были достигнуты (и будут достигнуты с учётом планов) самые большие успехи, самые высокие показатели по повышению эффективности работы. Это касается прежде всего производительности труда, показателей использования ресурсов разного рода.

Хотя в то же время (и в компании это хорошо понимают) резервы ещё велики по всем направлениям. Прежде всего, конечно, по эффективности управления инфраструктурным комплексом в целом с тем, чтобы добиться качественных сдвигов в показателях скорости движения, скорости перевозки грузов. И такие задачи поставлены в проекте протокола сегодняшнего заседания. Уверен, что они будут подробно обсуждаться в рамках докладов на заседании правления.

В этом году были приняты важные решения по инвестпрограмме РЖД будущих лет, в реализации которой будет участвовать федеральное правительство. Прежде всего речь идёт о Восточном полигоне и о сумме более триллиона рублей на ближайшие годы. Беспрецедентное решение для России – и по масштабам программы, и по структуре финансирования, в которой задействованы средства Фонда национального благосостояния в размере не менее 150 млрд руб.

Это, повторюсь, такая же взаимная ответственность. Средства ФНБ не являются грантом или субсидией, они возвратны. Это означает, что компания должна будет добиться максимальной эффективности на всех стадиях использования этих ресурсов: как на стадии проектирования и осуществления капитальных вложений, то есть строительства и модернизации инфраструктуры, так и на стадии её эксплуатации.

Именно поэтому уже сейчас на этом примере мы отрабатываем механизмы финансового и технологического аудита, банковского и строительного надзора. Будем отрабатывать механизмы соглашений между крупными инфраструктурными компаниями и пользователями сети, то есть крупнейшими грузоотправителями, с которыми уже заключены предварительные соглашения по объёмам перевозки грузов. И с нашей точки зрения, это позволит добиться тех показателей, которые мы планируем.

То же самое касается Московского транспортного узла. Здесь больший акцент делается на пассажирские перевозки, прежде всего пригородные, и тоже на основе взаимных усилий органов власти и компании. Речь идёт о тех объёмах, которые, по сути, заказывает и тратит на это деньги регион. Также речь о субсидиях федерального бюджета на оплату инфраструктурной составляющей. И кроме того, речь идёт об инвестициях со стороны ОАО «РЖД», в том числе за счёт вклада в уставный капитал из федерального бюджета. Таким образом, на основе общих усилий мы рассчитываем добиться улучшения работы Московского транспортного узла. Автомобильные дороги с этими задачами не справятся. И мы делаем акцент именно на железнодорожную составляющую, а также на метрополитен, который тоже активно строится.

Ещё один важный полигон – это Южный. Прежде всего подходы к портам, обход Краснодара – эти проекты известны, они крупные и по совокупности этот набор проектов составляет большую часть инвестиционной программы. Наряду с этим значительная доля расходов пойдёт на модернизацию, капитальный ремонт, повышение надёжности инфраструктуры.

Мы активно работали последние месяцы над темой управления вагонным парком, и эта работа ещё не завершена. Необходимо обсудить и принять ряд решений по продлению сроков годности вагонов. Это острая тема, в которой задействованы разные интересы, но главный интерес страны в целом – это надёжность, безопасность и скорость движения пассажиров и грузов. Из этого будем исходить при соблюдении всех законных интересов собственников вагонного парка и инфраструктуры.

Если говорить о планах правительства, после очень подробного обсуждения мы в целом одобрили подходы к пригородному пассажирскому движению и к дальним пассажирским перевозкам. На ближайший год субсидии фактически сохранены в прежнем (правда, номинальном) объёме. Нам предстоит ещё завершить работу с регионами по новой модели организации пригородного движения. Также нужно оптимизировать всю матрицу дальних пассажирских перевозок, с тем чтобы в долгосрочной перспективе не иметь перевозок, которые фактически не покрыты источниками финансирования.

Кроме того, пока мы продолжаем обсуждать то решение, которое я поддерживал, выступая здесь год назад, и которое было затем поддержано президентом, по высокоскоростным магистралям. Мы договорились о том, что эта работа должна быть завершена в I квартале, и тогда будет принято принципиальное решение о структуре и объёмах финансирования. Но я могу ещё раз подтвердить, что в правительстве мы видим работоспособную финансовую модель, и основные технические и технологические её моменты отработаны. Есть большой интерес со стороны зарубежных компаний-партнёров. Есть оценки мультипликативного эффекта, которые может дать этот проект. Поэтому, при соблюдении всех бюджетных ограничений, я думаю, что мы сможем найти оптимальную модель финансирования и выйти на окончательное принятие инвестиционного решения.

Также я сегодня хотел бы ещё раз обратиться с просьбой к тем депутатам Федерального собрания, которые здесь присутствуют, за поддержкой при рассмотрении и принятии приоритетных законопроектов, которые мы уже внесли и будем вносить в Государственную думу. Если говорить о перспективных планах, то я уже упоминал тему организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения. Этот законопроект также вскоре будет внесён в Думу. Мы хотели бы, чтобы он был поддержан в первом полугодии следующего года.
Есть ряд вопросов, которые нам также предстоит обсуждать в I квартале 2014 года. В частности, это касается конкуренции. Я уверен, что Владимир Иванович будет говорить о взаимодействии с Федеральной антимонопольной службой, будет говорить остро. Тем не менее мы основные системные вопросы обсуждаем конструктивно и без какой-либо взаимной агрессии и неприязни.

Речь идёт прежде всего о конкуренции в перевозочной деятельности, привлечении частных инвесторов в локомотивную тягу. Пока мы говорим только о пилотных проектах, на которых можно было бы отработать эту модель при понимании всех плюсов и минусов такого подхода и опыта других стран.

В любом случае мы рассчитываем на то, что при понимании миссии компании, связанной с обеспечением устойчивой, надёжной, безопасной работы железнодорожной инфраструктуры, её развития в интересах всей страны, и при понимании того, что, с другой стороны, ОАО «РЖД» является коммерческой структурой и обязано обеспечивать финансовую устойчивость своей деятельности, мы вместе сможем справиться с этими задачами.

Это очень сложные задачи. Но ОАО «РЖД» за счёт вовлечения в этот процесс своих партнёров, за счёт активной работы с правительством, за счёт экспансии, в том числе на международные рынки (а в этом году состоялись важные сделки прежде всего с компанией GEFCO), постоянно повышает конкурентоспособность, и я уверен, что сможет реализовать все те планы, которые намечены.

Спасибо за работу. Поздравляю всех с наступающими праздниками! И успешной работы сегодняшнему правлению.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31