18 ноября 2019 19:53

Ключевое звено

Укрепление транспортной системы стало приоритетом для правительства Иркутской области

По площади Иркутская область занимает шестое место среди 20 регионов Сибири. С каждым годом регион становится всё более привлекательным для инвесторов – не в последнюю очередь потому, что областное правительство уделяет серьёзное внимание транспортному комплексу как одной из главных составляющих успешного социально-экономического развития.
Артур Сулейменов, министр транспорта Иркутской области
– Артур Мухтарович, насколько важна транспортная тема для Иркутской области? Какие факторы влияют на развитие перевозок всеми видами транспорта?
– В первую очередь отмечу благоприятное географическое положение Иркутской области. По её территории проходят стратегически важные железнодорожные, автомобильные, речные и авиационные магистрали, соединяющие страны Западной, Центральной и Восточной Европы, а также запад России с Якутией, Забайкальем, Дальним Востоком, странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Монголией. Безусловно, главной транспортной артерией для нас остаётся Транссиб. По территории области от города Тайшета на восток тянется и Западный участок БАМа.
Богатые и перспективные запасы нефти, золота, газа, руд, деловой древесины, других природных ресурсов в регионе обуславливают и то внимание, которое мы уделяем развитию транспортного комплекса. Могу сказать больше: укрепление транспортной инфраструктуры стало важнейшим приоритетом в деятельности областного правительства. Свидетельство тому долгосрочная целевая программа «Развитие транспортного комплекса Иркутской области на 2012–2015 годы».
Ещё ранее была принята областная программа «Повышение безопасности дорожного движения в Иркутской области в 2007–2012 годах». Сделано уже немало. Обновились железнодорожные вокзалы, модернизируются аэропорты, развивается пригородное сообщение, строятся транспортные развязки и автодороги.
Совсем недавно региональным правительством утверждена разработанная областным министерством транспорта государственная программа «Развитие транспортного комплекса Иркутской области на 2014–2018 годы» с общим объёмом финансирования за счёт средств областного бюджета 3,107 млрд руб. Её реализация будет способствовать созданию качественно новых условий для обеспечения перевозок в пригородном, межмуниципальном сообщении всеми видами транспорта. Если кратко: пассажирские перевозки должны стать более комфортными и безопасными.

– В некоторых регионах страны население испытывает проблемы с пригородными пассажирскими перевозками, при этом местные власти даже не закладывают в бюджет расходы на компенсацию убытков перевозчику. Как в этом плане складываются отношения с Восточно-Сибирской дорогой, пригородной компанией?
– Мы сознаём социальную значимость пассажирских перевозок в пригородном сообщении, поэтому ещё весной 2011 года совместно с РЖД создали ОАО «Байкальская пригородная пассажирская компания». Размеры движения пригородных поездов на территории области установлены договором на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом.
Для бесперебойного функционирования пригородного комплекса предусмотрены субсидии на возмещение выпадающих доходов в связи с государственным регулированием тарифов на пассажирские перевозки. В этом году, например, на эти цели выделено 530 млн руб. Предусмотрены субсидии и в бюджете 2014 года. Так что с электричками расставаться мы не намерены.

– Правительство области поддержало инициативу ВСЖД о ликвидации железнодорожных переездов. Как движется работа в этом направлении, предусматривается ли строительство платных путепроводов?
– Могу подтвердить, что здесь мы работаем в самом тесном контакте с Восточно-Сибирской дорогой. Аварии на переездах наносят значительный ущерб железнодорожной инфраструктуре, нарушают график движения поездов, а самое главное, нередко приводят к гибели людей. Высокие темпы автомобилизации и появление скоростных поездов создают дополнительные трудности для обеспечения безопасности движения через переезды.
Поэтому эти вопросы в последнее время у нас постоянно стоят на повестке дня. В частности, в начале года прошли «круглые столы» по разработке областной программы по закрытию переездов, обеспечению на них безопасности дорожного движения.
Эти вопросы выносились и на заседание правительства области. Для выработки необходимых решений министерством транспорта создана рабочая группа по закрытию аварийноопасных переездов. В сентябре мы провели комплексную проверку таких мест, выездные совещания, я лично побывал на пяти переездах. В частности, намечено закрыть переезд Новочунка – Сосновые Родники, где предполагается построить автомобильный путепровод. Что же касается строительства платных путепроводов, то этот вопрос, как и в других регионах, находится в стадии активной проработки.

– На полигоне ВСЖД несколько лет функционирует межрегиональный координационный транспортный совет. Насколько полезна эта площадка для областного правительства?
– Это как раз тот формат работы, которого не хватало раньше. Глядя друг другу в глаза, мы обсуждаем самые острые и важные вопросы: бесперебойный вывоз продукции промышленных предприятий, эффективное использование подвижного состава, оплата выпадающих доходов пригородной компании – и принимаем необходимые решения. Например, на августовском совете с участием губернатора области Сергея Ерощенко и президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина было заключено соглашение правительства области и РЖД о сотрудничестве.
Мы ценим вклад в развитие области и Восточно-Сибирской дороги. Это один из самых крупнейших налогоплательщиков региона. За десять минувших месяцев, например, в бюджет и внебюджетные фонды Иркутской области от предприятий ВСЖД поступило более 11,3 млрд руб.

– Соглашение о сотрудничестве Иркутской области и ОАО «РЖД» предполагает создание в Приангарье транспортно-пересадочных узлов на базе вокзалов. Как и в какие сроки будут реализовываться эти проекты, каковы источники их финансирования, сколько узлов будет создано?
– Помимо создания транспортно-пересадочных узлов, предусмотрено также строительство остановочных пунктов железной дороги и автовокзалов, развитие пассажирской инфраструктуры, повышение качества транспортного обслуживания населения. Работа начнётся с вокзала Иркутск-пассажирский. В настоящее время, насколько я знаю, ОАО «РЖД» разработало проектную документацию по реконструкции вокзального комплекса. Проект предусматривает строительство здания объединённого пассажирского зала и реконструкцию пешеходного тоннеля. На втором этапе будет отреставрировано существующее здание вокзала, которое является памятником архитектуры. Кроме этого, появятся навесы над посадочными платформами, парковки, остановочные павильоны, парковая зона за путями, которые проходят рядом с набережной Ангары. Срок реализации этого проекта – 2014–2016 годы.
По сводным сметным расчётам, на создание транспортно-пересадочного узла на станции Иркутск-пассажирский потребуется 1,4 млрд руб. Финансирование будет осуществляться за счёт средств областного бюджета, ОАО «РЖД», а также инвестора. Реализацией всех этих планов займётся специальная проектная компания, которую на паритетных началах учреждают правительство Иркутской области и ОАО «РЖД».

– Какие перспективы развития открываются перед областью в связи с масштабной модернизацией Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей?
– Модернизация Транссиба поможет глубже и шире раскрыть потенциал Иркутской области, ввести в оборот новые месторождения, развить промышленную базу. Вместе с тем необходимо существенно повысить пропускную способность БАМа, поскольку без этого будет значительно осложнено индустриальное развитие северных районов Иркутской области.
В рамках государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» намечены к реализации многие инвестиционные проекты. Особое место в них отводится городу Усть-Куту и, соответственно, Ленскому транспортному узлу. Здесь намечено строительство газоперерабатывающих и газохимических производств, лесопильно-деревоперерабатывающего комплекса, лесохимического предприятия по выпуску целлюлозы.
Ещё ряд инвестиционных проектов будет реализован в Братске, Усть-Илимске, Тайшете.
Не останется без внимания и развитие транспортной инфраструктуры. Продолжатся строительство и реконструкция участков автомобильной дороги «Вилюй», формирование опорной ремонтной базы речного флота, осуществляющего судоходство по Лене от порта Осетрово до Пеледуя и Ленска, восстановление аэропортов в северных райцентрах Ербогачен и Мама. Так что работы много.

– Артур Мухтарович, и напоследок: Иркутская область обладает таким мировым сокровищем, как Байкал, а это туризм. Есть точки соприкосновения в этом вопросе с ОАО «РЖД»?
– Кругобайкальская железная дорога как уникальный памятник инженерного искусства одна из главных достопримечательностей региона. Ежегодно её посещают десятки тысяч российских и зарубежных туристов, которые пользуются услугами железнодорожников, гостиничной инфраструктурой Иркутской области. Так что интерес здесь взаимный.

Беседовал Сергей Кез,
соб. корр. «Гудка»
Иркутск



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Выбор редакции

Летний призыв