22 февраля 2020 00:29

Поворотный момент

Причиной торможения экономики признаны внутренние факторы

Всего за несколько недель до конца года Минэкономразвития понизило прогноз по инвестициям, внутреннему спросу, промпроизводству и, как итог, по ВВП. По сути, ведомство признало, что стагнация усиливается. Об этом же красноречиво говорят оперативные данные Росстата, а также КаргоИндекс.
На минувшей неделе Президент РФ Владимир Путин огласил Послание Федеральному собранию. И хотя свою речь глава государства начал не с вопросов, связанных с экономикой, этой теме было уделено особое внимание.

То, что ситуация сложная, признаётся уже давно на самом высоком государственном уровне. Так, буквально накануне оглашения послания Минэкономразвития в очередной раз изменило оценку по ВВП на текущий год: теперь речь идёт о подъёме лишь на 1,4% (год назад была озвучена цифра в 3,6%, весной планка снижена до 2,4%, а в начале осени – до 1,8%). При этом почти на ноль «посажен» прогноз по инвестициям (рост на 0,2%) и промпроизводству (на 0,1%). Кроме того, понижены ожидания по прежнему драйверу роста – розничной торговле (до 3,8%).

Однако дискуссионным остаётся вопрос о том, что является первопричиной нынешнего «кислого», по словам главы правительства Дмитрия Медведева, положения дел. Это важно как с точки зрения понимания реальной картины, так и для выработки эффективного плана действий по её улучшению. Премьер придерживается вполне традиционной для отечественных чиновников версии – в начале декабря в интервью крупнейшим российским телеканалам он заявил, что главным образом виной всему негативный внешний фон. Однако президент считает иначе. «Нужно прямо сказать, основные причины замедления носят не внешний, а внутренний характер», – сказал он. На столь высоком уровне подобное признание прозвучало чуть ли не впервые в последние годы.

При этом актуальные данные официальной статистики, а также выводы, которые делают на их основе ведущие эксперты, позволяют согласиться с позицией главы государства. Так, в сообщении Всемирного банка, который на днях также понизил прогноз по ВВП России (до плюс 1,3% в 2013 году), говорится, что главной причиной этого стало то, что «рост внутреннего спроса оказался ниже ожидаемого, а восстановление объёмов инвестиций откладывается». С мнением специалистов ВБ согласны отечественные эксперты. В традиционном обзоре Института экономполитики Гайдара снижение инвестактивности и замедление потребительского спроса называются в числе факторов, определивших «неутешительную динамику».

Статистика иллюстрирует это. В октябре, по оценке Минэкономразвития, ВВП прибавил в годовом сопоставлении 1,8% против 1% в сентябре. Индекс выпуска Росстата возрос на 1,9% после снижения на 0,1%. Видимое улучшение, как отмечает экономическое ведомство, в основном связано лишь с положением дел в сельском хозяйстве, которое является одной из немногих реальных точек роста. Но столь весомый его вклад, похоже, может быть сделан лишь однажды. Неблагоприятные погодные условия во многих аграрных регионах негативно повлияли на скорость уборки урожая в начале осени, создав базу для резкого ускорения в дальнейшем (в октябре – сразу на 26,3% в годовом сопоставлении).

А одной из главных проблемных зон остаётся промышленность. Тот же Институт Гайдара уже не первый месяц в своих опросах крупнейших производителей фиксирует пессимизм. Отображают это и цифры Росстата. По результатам десяти месяцев промышленность «сидит» на нуле (в годовом сопоставлении роста нет). А в октябре вовсе было снижение (на 0,1%).

Транспортный индикатор на шаг опережает официальную статистику, и уже известны его данные за ноябрь. Они свидетельствуют о том, что проблемы сохраняются. Абсолютное значение КаргоИндекса по итогам последнего месяца осени составило 106,7%, увеличившись на 1,8 пункта к октябрю. А в годовом сопоставлении показатель продолжает терять позиции (на 4,7%). При этом вновь сокращается погрузка на сети железных дорог: в ноябре почти на 2,5%.

Из входящих в расчётную базу КаргоИндекса грузов довольно сильно в процентном выражении «просели» цветные и чёрные металлы. Это неудивительно, учитывая сложную ситуацию в металлургии. В последнее время в правительстве прошло несколько совещаний с основными игроками рынка, где им были обещаны различные меры поддержки, в том числе создание госфонда алюминия, стимулирование спроса, гарантии по кредитам на модернизацию, содействие в занятости работников высвобождаемых предприятий. Однако теперь не ясно, будет ли всё это реализовано. В Послании Федеральному собранию Владимир Путин заявил, что «компаниям, зарегистрированным в иностранной юрисдикции, нельзя будет пользоваться мерами господдержки». При этом как раз у многих отечественных металлургов в числе крупных акционеров числятся зарегистрированные в офшорных зонах структуры.

Вниз КаргоИндекс тянут сейчас также строительные грузы. Отчасти причина тому кроется в завершении ряда проектов, связанных с подготовкой крупных международных мероприятий (в том числе Олимпиады в Сочи). Побороться с проблемами отрасли власть планирует за счёт стимулирования одного из её ключевых сегментов – жилищного строительства. В Послании Федеральному собранию президент обозначил задачу к 2016 году строить по 75 млн кв. м жилья в год, что выше не только результата 2012 года (65,2 млн), но и рекорда СССР (в 1987-м было введено 72,8 млн). Содействовать этому призвана программа доступного жилья, в рамках реализации которой до конца 2017 года должно быть дополнительно построено не менее 25 млн кв. м.

Потеряли в погрузке в ноябре и нефтяные грузы. Впрочем, как заявил на днях глава департамента переработки нефти и газа Минэнерго РФ Михаил Грязнов, в перспективе не ожидается ухудшения показателей работы нефтяной промышленности – добыча в 2014 году оценивается на уровне 522 млн тонн (оценка по этому году – 520 млн тонн). По переработке планируемые объёмы не названы, но Михаил Грязнов заявил, что сокращения точно не будет, как и дефицита топлива на внутреннем рынке.

В плюсе по погрузке в ноябре оказалось зерно, что связано как с уже упоминавшимися «погодными» причинами, так и с эффектом сравнения с низкой базой минувшего года.

Одним из немногих грузов КаргоИндекса, которые в ноябре продемонстрировали рост, также стали удобрения. Крупнейший отечественный производитель – «Уралкалий» – завершает этап смены акционеров (помимо группы «ОНЭКСИМ» в капитал компании входит «Уралхим»). Это может повлечь смену сбытовой политики компании (отказ от провозглашённого ранее приоритета объёмов продаж над ценами) и возврат к сотрудничеству на зарубежных рынках с «Беларуськалием». Пока же компания пытается укрепить свою экспортную деятельность сама. В декабре стало известно, что «Уралкалий» создал с Федеральным агентством по развитию земель Малайзии (FELDA) совместное предприятие по продаже калийных удобрений в Юго-Восточной Азии. Новая структура начнёт работу с января 2014 года и, как ожидается, будет поставлять в регион ежегодно минимум 1 млн тонн калия от российского производителя (для сравнения: мощности «Уралкалия» составляют сейчас порядка 13 млн тонн).

Юлия Громадская






Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31