14 октября 2019 06:04

Костюмы особого назначения

В следующем году работники ОАО «РЖД» получат новую спецодежду. Необходимость замены прежней вызвана не веяниями моды, а пожеланиями сотрудников различных подразделений компании.
Нынешнюю спецодежду разработали в 2007 году. С тех пор появились новые удобные ткани и материалы, более качественная обувь. Новая спецодежда поможет улучшить условия работы железнодорожников, уверены в департаменте охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД».

Носить специальную одежду и пользоваться средствами индивидуальной защиты (СИЗ) предписывает ст. 214 Трудового кодекса. Обязанность по обеспечению сотрудников всем этим лежит на компании. По данным департамента охраны труда, работники всех подразделений сети обеспечены спецодеждой, в том числе зимней. Это подтверждают и на местах. «По данным за 11 месяцев, работники предприятий дороги обеспечены спецодеждой для работы зимой на 100%. Это 32 наименования: куртки, костюмы, полупальто, шапки, термобельё и т.д», – сообщила инженер по спецодежде Забайкальской дирекции материально-технического обеспечения (ДМТО) Марина Бойко. При этом, по словам начальника дирекции Максима Грамотеева, задержек в поступлении спецодежды, как правило, нет. На непредвиденный же случай на складах есть запас.

Впрочем, порой заменить пришедший в негодность комплект бывает проблематично. По словам главного технического инспектора труда Роспрофжела Юрия Меламеда, спецодежда не всегда выдаётся в установленные сроки, иногда – из-за задержек поставок. Работник, к примеру, должен получить средства защиты в начале квартала, а ему выдают в середине. «Процесс замены может занять около трёх месяцев с учётом корректировок заявок через Росжелдорснаб. Выход в данной ситуации один – заявлять чуть больше комплектов», – считает главный инженер Самарской дистанции сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) Дмитрий Бортник.

Иногда человеку выдают одежду на два размера больше, потому что другой нет, отметил Юрий Меламед. Случаются проблемы с наличием женской обуви малых размеров (35–36), подтвердили на Калининградской дороге, но проблема решается. А вот на Забайкальской, где из обуви предпочитают валенки, по словам Марины Бойко, есть все размеры: как на «дюймовочек», например, девушек – дежурных по станции, так и на великанов. Главное, подать заявки. То же касается и одежды: если нужен маленький размер, основной поставщик спецодежды на ЗабЖД – уфимское ЗАО «Комбинат рабочей одежды» – разрабатывает на заказ новые лекала.

В то же время в Самарской дистанции СЦБ сетуют на отсутствие в заказных спецификациях позиций обуви и одежды большого размера. «Два года назад на предприятие устроился человек с 47-м размером обуви, – рассказал Дмитрий Бортник. – Таких размеров в ДМТО просто нет. Пришлось заказывать в специализированном магазине». Как отметили в департаменте охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля, такую ситуацию можно избежать, заранее предоставляя информацию о «неходовых» размерах ответственным за заказы спецодежды сотрудникам.
«К сожалению, работники не всегда пользуются спецодеждой и СИЗами, а их руководители закрывают на это глаза, – посетовал Юрий Меламед. – В этом случае появляется большой риск получения травмы».

И жизнь это подтверждает: 15 октября в Буйской дистанции электроснабжения погиб электромонтёр контактной сети, выполнявший работы без экранирующего комплекта защиты от наведённого напряжения. Снимая заземляющую штангу с опоры контактной сети, он нарушил предусмотренную технологией последовательность действий и получил электротравму. Трагедия произошла потому, что монтёр не воспользовался СИЗами, имевшимися в его распоряжении, а ответственные за организацию работ руководители не проконтролировали соблюдение техники безопасности.

«Такими костюмами на Северной дороге персонал дистанций электроснабжения обеспечен на 100%. Другое дело, в них кому-то некомфортно, и люди, несмотря на предстоящую работу с высоким напряжением, надеются на авось. Но даже если сам работник пренебрегает собственной безопасностью, существует система контроля, которая в данной ситуации не сработала», – сообщил начальник отдела промышленной и пожарной безопасности службы охраны труда и промышленной безопасности СЖД Владимир Галыгин.

«Если кому-то трудиться в спецодежде неудобно, это не повод её не носить, – уверена инженер по охране труда Буйской дистанции электроснабжения Татьяна Смирнова. – Она должна прежде всего защищать человека, а комфорт – это дома, на диване. Думаю, после трагедии все поняли, что использовать спецодежду нужно не ради соблюдения каких-то формальностей, а для того, чтобы остаться живым».

Впрочем, сложно выявить общее мнение по спецодежде. «Взять костюм «Электрик»: раньше в нём были брюки, сейчас комбинезон, – привёл пример и.о. старшего электромеханика Лиховской дистанции СЦБ Павел Лагоша. – Кто-то рад изменениям, мол, и удобно, и спина закрыта, а кому-то лямки от комбинезона мешают. Если говорить о зимней одежде, то костюм «Гудок» для нашего Северо-Кавказского региона неплох: в нём тепло, если не дует сильный ветер. В ветреную погоду нужно надевать сверху специальный плащ. Опять же у каждого своё мнение, удобно это или нет».

Играет роль и эстетическая составляющая. «На станции с нами работают представители ФГК, Первой грузовой, вневедомственной охраны. У них куртки и обувь лучше, чем у нас», – заметил мастер пункта технического обслуживания (ПТО) эксплуатационного вагонного депо Астрахань Альберт Сундетов. Ему вторит инструктор по обучению массовым рабочим профессиям ПТО станции Астрахань-2 Лидия Антоненко: «Хотелось бы видеть на наших операторах такие же красивые костюмы, как, например, у проводников».

Спецодежда для восстановителей, которые нередко трудятся длительное время в экстремальных условиях, – отдельная тема. «Мы носим то путейские костюмы, то такие, как у движенцев, – в общем, дают то, что есть, а нам надо своё, – высказал пожелание главный инженер Юго-Восточной дирекции аварийно-восстановительных средств Эдуард Палицын. – Специфика нашей работы такая, что надо то под вагон забраться, то ползком около него перемещаться, и всё это делать быстро. Обычная спецодежда очень скоро изнашивается, да и неудобная она для выполнения наших задач. Тёплые куртки слишком объёмные, есть риск зацепиться за что-нибудь, кроме того, наша работа предусматривает много движений, и в них жарко».
«Мы много разной одежды износили: и валенки, и ватные брюки, и фуфайки, и полушубки, – согласен с коллегой начальник восстановительного поезда станции Волгоград-1 Виктор Шиповский. – Качество одежды никогда полностью не удовлетворяло. Сейчас донашиваем «Гудок В» и «Гудок Т», перешли на теплозащитный костюм «Механик». Он более удачный, но всё равно не соответствует требованиям».

Как сообщили в департаменте охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля, в новую коллекцию спецодежды 2014 года впервые войдёт и форма для сотрудников восстановительных поездов. Она будет приспособлена для длительной работы при экстремальных температурах и при этом не сковывать движений. При её разработке были учтены предложения тех, кому предстоит на себе опробовать новые модели. К примеру, Юго-Восточная дирекция аварийно-восстановительных средств попросила предусмотреть защитные вставки на коленях, плечах и локтях. Кроме того, одежда и обувь должна не бояться масла и надёжно защищать от непогоды, чтобы и в слякоть не промокнуть, и в мороз не замёрзнуть, но не в ущерб мобильности.
«Зимой хотелось бы носить облегчённый вариант спецовки на основе синтепона, а летом хлопчатобумажную спецодежду, а не синтетическую, – уточнил «Гудку» Виктор Шиповский. – И главное – должна быть лёгкая, удобная одежда для межсезонья. Пока приходится отстёгивать от теплозащитного костюма ватную подкладку и работать в брезентовой «шкурке».

В коллекции-2014 появятся и другие новшества. На предприятиях Центральной дирекции по ремонту пути и в вагонном хозяйстве завершается опытная эксплуатация сигнальных жилетов со светодиодными защитными полосами. Они обеспечивают лучшую видимость ночью по сравнению со светоотражающей лентой. Планируется, что в 2014-м такие жилеты включат в типовые нормы выдачи спецодежды. Изменятся и эти самые нормы. Их пересмотрели с учётом изменений в компании в связи с перестройкой системы управления. Туда внесли дополнительные средства защиты, уточнили в департаменте охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля.

Игнат Вьюгин

 


Оставить комментарий
Антон 16.07.2019 22:13:45
Перезвоните мне пожалуйста по номеру 8(953)367-35-45  Вячеслав.
Антон 19.07.2019 02:01:19
Перезвоните мне пожалуйста по номеру 8(953)345-23-45  Вячеслав.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Выбор редакции

Летний призыв