10 декабря 2019 05:51

Вопросы образования

Меня тут недавно спросили, как я отношусь к идее создания транспортного университета, который объединил бы подготовку специалистов для различных видов транспорта. Честно говоря, отношусь скептически. И вот почему.
Железнодорожникам удалось сохранить систему отраслевого образования ещё со времён МПС, и не только сохранить, но и трансформировать под запросы сегодняшнего дня. ОАО «РЖД» инвестирует немалые деньги как в развитие железнодорожной специализации в государственной системе образования, так и в целевую подготовку кадров для компании. Достаточно сказать, что компания является учредителем 283 учебных заведений, включая дошкольные и общеобразовательные, поддерживает работу 25 Детских железных дорог, вкладывается в материальную базу профильных вузов, хотя сами вузы не относятся к нашей компетенции. Система железнодорожного транспортного образования имеет огромную базу и является уникальной в своём роде, мы, безусловно, намерены этот ценнейший актив за собой сохранить. Мне кажется, что проблемы подготовки кадров для других направлений транспорта надо решать за счёт тех отраслей, которые в них заинтересованы. Это было бы логично и справедливо.

У этой темы есть ещё один важный аспект – качество образования. Сегодня РЖД формируют самый крупный в России заказ на целевую подготовку специалистов. По направлению компании в различных учебных заведениях обучаются более 41 тысячи человек. При этом у нас есть серьёзные собственные корпоративные требования к уровню подготовки дипломированных специалистов. Об этом я говорил сегодня на встрече с ректорами тех вузов, с которыми мы сотрудничаем. Мы создали Корпоративный университет РЖД и выстроили собственную образовательную цепочку для получения специалистов требуемой квалификации. Причина в том, что качество знаний, которое нам сегодня необходимо, в том числе и для работы, например, на зарубежных проектах, недостаточно высокое. Мы сейчас активно сотрудничаем с ведущими российскими и зарубежными университетами, создаём совместные курсы и программы, что называется, «под себя». У нас теперь есть базовая кафедра в МГИМО, которая будет готовить специалистов для РЖД по международным транспортным операциям. Это нормальная практика для крупных компаний.

Если говорить в целом, то образование как социальный институт переживает сейчас серьёзную трансформацию. И это уже вопрос глобального порядка, который активно обсуждался и на последнем Родосском форуме «Диалога цивилизаций», и на прошедшей недавно в Париже конференции «Новая парадигма в образовании: европейский диалог», куда я был приглашён в качестве спикера. Примечательно, что дискуссия была инициирована международным движением Youth Time, то есть самой молодёжью – нынешними студентами, аспирантами со всего мира. Я сказал им, что одна из ключевых ролей образования сейчас – это социализация. Казалось бы, Интернет даёт возможность получать определённый набор знаний не выходя из дома и даже дистанционно слушать лекции лучших профессоров. Но без атмосферы живой коммуникации, без навыка работы в группе обучение превращается в процесс механистический и малоэффективный. Студенты с самого начала должны быть погружены в ту среду, в которой потом будут работать. В этом отрыве процесса обучения от социума я вижу основные риски и вызовы, с которыми может столкнуться современная система образования. РЖД и другие крупные компании-работодатели заинтересованы в полноценных специалистах, а не в интернет-пользователях, которых мы потом вынуждены сами доводить до ума.

Адрес блога главы ОАО «РЖД»:
http://v-yakunin.livejournal.com/



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Выбор редакции

Летний призыв