18 ноября 2019 01:25

Ветеран-путеец Николай Суворов и сегодня готов делиться опытом с молодыми

Ветеран Великой Отечественной войны и труда Николай Яковлевич Суворов посвятил Забайкальской дороге почти всю жизнь.
Свой первый трудовой опыт Николай Суворов, который 29 ноября отметил 100-летний юбилей, получил в 30-е годы на Челябинском тракторном заводе, куда был принят на работу токарем. После была учёба в Новосибирском институте военных инженеров транспорта. А в январе 1942 года Суворова направили на Забайкальскую дорогу.

Путейцем он прошагал по магистрали не одну сотню километров.
«Наверное, каждый рельс там, где он работал, его руки помнят», – рассказывает сын ветерана Андрей.

Отца, который живёт в квартире один, он навещает часто. Но бывает, Николай Яковлевич сам берётся хозяйничать на кухне. Теперь это не так просто – зрение подводит и ноют суставы, передвигаться стало трудно. Хотя два года назад ещё хлопотал на даче.
«До 98 лет на участке возился. Даже дрова колол. На месте сидеть он не любил, пешком везде ходил. Ещё когда работал, привык – он ведь путеец», – гордо замечает Андрей.

Вместе с ним и Николаем Суворовым мы листаем семейный альбом. Сын комментирует фото, а Николай Яковлевич вспоминает былое. Причём говорит складно и внятно, особенно если речь идёт о железной дороге. Помнит даже номера разъездов, цифры и даты.
«Есть фотография общая, нашей группы, когда я окончил в 1930-е годы в Челябинске рабочий факультет. Она сделана на фоне вагона. Ещё тогда я стал интересоваться, как железные дороги устроены», – говорит ветеран.

После института, в Великую Отечественную трудился на дистанциях пути Шилки, Борзи, Читы, а в 1944 году возглавил Адриановскую дистанцию пути. Тогда, по словам ветерана, пришлось особенно тяжело.
«Нужно было обеспечивать прочность пути. А это было сложно, потому что верхнее строение было лёгким, не по тем нагрузкам, которые ложились на колёсную пару подвижного состава. Не было скреплений к рельсам, так же как и шпал. Поэтому их приходилось заготавливать самим», – вспоминает Николай Яковлевич.

Да и по части транспорта был дефицит.
«В дистанции имелись всего одна грузовая машина-полуторка да дрезина для перевозки тяжёлых материалов и рельсов. Где-то выручали лошади», – отмечает он.

Путь был в основном старый. Чуть новее лежал от Адриановки в сторону станции Бурятской. Работали тогда, за исключением бригадиров, больше женщины.

В июне 1945 года Николая наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». В 1952-м был назначен начальником проектно-изыскательской группы службы пути. И снова много километров ему приходилось проходить пешком, тщательно изучая местность.

С 1958 года Николай Суворов стал главным инженером службы пути, затем 17 лет работал помощником дорожного ревизора по подъездным путям. В работе он всегда был требователен.
«Старые путейцы рассказывали: если он шёл по колее, у начальников и мастеров волосы на голове начинали шевелиться. Потому что Суворов ничего не пропустит», – улыбается Андрей.

Наш герой любит магистраль так, что, даже когда вышел на пенсию, вернулся работать на Забайкальскую дорогу и ещё несколько лет руководил габаритно-обследовательской станцией службы пути.

Конечно, человек с таким гигантским жизненным и трудовым опытом охотно делился знаниями с молодёжью.
«Я всегда говорил, что путейское дело очень ответственное, ведь железная дорога связана с жизнью человека – работников дороги и тех, кого она перевозит. А основой железнодорожного транспорта всегда останется путь», – уверенно, словно забивая костыль, заключает ветеран.

Сергей Донцов,
соб. корр. «Гудка»
Чита



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Выбор редакции

Летний призыв