07 июня 2020 13:16

Синяки без последствий

База данных о микротравмах позволит управлять профессиональными рисками

На железной дороге мелочей не бывает. Даже подвернувшийся под ногу камешек может привести к гибели человека. Анализ причин, по которым работники получают ушибы и ссадины, поможет предотвратить и более серьёзные происшествия. В ОАО «РЖД» утверждена методика расследования, учёта и оценки микротравм, полученных работниками в процессе производственной деятельности. Она начнёт действовать с 2014 года. Наша беседа с одним из разработчиков этого документа.
Вячеслав Шумский, доцент кафедры охраны труда Российской академии путей сообщения
– Вячеслав Михайлович, что такое микротравма применительно к производству?
– Микротравма – лёгкое повреждение, вызванное воздействием опасного или вредного производственного фактора. Это могут быть укол, порез, ушиб, ссадина, соринка в глазу, которые повлекли за собой утрату трудоспособности не более чем на один рабочий день.
При этом любая микротравма может грозить возникновением более тяжёлых последствий. В первую очередь это относится к рабочим местам, находящимся в зонах повышенной опасности. Общемировая практика, опираясь на статистику, свидетельствует о том, что там, где десять человек получат микротравму, с одним может произойти лёгкий несчастный случай, а вероятность тяжёлого составляет один случай к ста микротравмам, смертельного же – один к тысяче. В ОАО «РЖД» за 2012 год произошло 216 лёгких несчастных случаев. Следовательно, за это время могло произойти более 2 тыс. случаев микротравматизма.

– На какие микротравмы работникам стоит обращать особое внимание?
– Обращать внимание нужно на всё. В первую очередь на повреждение глаз, лёгкие ушибы головы или позвоночника, любое воздействие электротока. Вот реальные случаи. Осмотрщики вагонов часто получают лёгкие повреждения, вызванные захламлением междупутий различными деталями верхнего строения пути. Даже осмотр поездов при идеальном на первый взгляд междупутье, но засыпанном щебнем крупной фракции, может привести к повреждению ноги, растяжению. Попробуйте просто пройти по булыжникам – это не так уж и легко! А если при этом нужно ещё и осматривать подвижной состав или обеспечивать работу устройств СЦБ? Ещё больше трудностей возникает в тёмное время суток при плохой освещённости.
Бывает так, что микротравма поначалу вроде как и не предполагает каких-либо осложнений для здоровья, но потом приводит к длительному лечению. Сразу недооценив полученные повреждения, работники не сообщают о них своим руководителям, за что впоследствии расплачиваются возникшими проблемами со здоровьем. Когда происходит тяжёлый несчастный случай, например работник сломал ногу, тогда принимаются меры к очистке междупутья, а нет случая – останется всё как есть.

– Понимают ли на сети эту проблему?
– Не в полной мере. Среди руководителей служб охраны труда дорог мы провели анкетирование. Его анализ показал, что сведений о микротравмах, полученных работниками массовых профессий, они практически не имеют или знают о них частично. Сейчас случаи получения микротравм почти не рассматриваются, не регистрируются, им не даётся соответствующей оценки, они остаются без внимания как руководителей структурных подразделений и специалистов по охране труда, так и профсоюзных организаций предприятий. При этом, когда работник всё-таки сообщает начальнику о полученном повреждении, тот выполняет все требования, в том числе по оказанию медпомощи, устранению нарушения, которое повлекло за собой микротравму, решает вопросы замещения работника на время его пребывания в медпункте и др.
Трудовым кодексом РФ (статьи 21 и 214) установлено, что работник должен незамедлительно известить руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью, о каждом несчастном случае или ухудшении состояния здоровья.

– А если человек не сообщил о микротравме, а потом у него случилось осложнение?
– Здесь начинаются проблемы и у работника, и у руководителя. В соответствии с требованиями статьи 229.1 ТК РФ работник должен написать заявление руководителю о необходимости расследования происшедшего с ним несчастного случая, которое проводится комиссией в течение месяца. Если расследование не покажет, что ущерб здоровью получен на производстве, работнику будет отказано в составлении акта формы Н-1 (о несчастном случае на производстве). В случае несогласия с таким решением он может обжаловать его в Государственной инспекции труда или в суде. Поэтому каждый работник должен понимать, что он имеет право, да и просто обязан заявлять обо всём, что с ним происходит на производстве.

– Что даст расследование микротравм?
– При надлежащем к нему отношении и установлении по каждому происшествию возникшей опасности, характера нанесённого здоровью ущерба и истинных причин этого можно предупредить несчастные случаи или профзаболевания. А анализ полученной информации позволит сформировать базу данных о микротравмах и в дальнейшем управлять профессиональными рисками в целом по ОАО «РЖД».
Сейчас проверки рабочих мест проводятся в рамках трёхступенчатого контроля, но они, к сожалению, не всегда способствуют выявлению имеющихся нарушений. Вопрос, зачем при таком контроле искать пыль, проверять правильность проведения инструктажей (их неформальность), когда есть реальный случай – микротравма – и нужно выяснить причину её возникновения. Понятно, что, когда случается происшествие, где гибнут пять человек, – это не случайность. Происходят сначала микротравмы. И если их не анализировать, причины мы не установим никогда.

– Каков порядок расследования причин микротравмы?
– По сути, это выявление нарушений требований охраны труда. Руководитель работ, направив пострадавшего в медпункт, осмотрев место происшествия и опросив очевидцев, составляет акт формы МК, где указывает, что случилось с человеком и какие повреждения он получил. В течение суток это заключение предоставляется инженеру по охране труда. Если, например, в одной дистанции пути в течение месяца будет составлено 4–5 таких актов, можно считать, что цели мы добились. Инженер по охране труда их содержание регистрирует в журнале, сведения из которого ежеквартально направляются в региональную дирекцию, откуда они попадут уже в центральные дирекции, где и будут обобщены.
Напоследок приведу пример, свидетельствующий о необходимости расследования микротравм. Работник получил микротравму при несвоевременном сходе с железнодорожного пути. В зависимости от обстоятельств при надлежащем расследовании могут быть установлены разные нарушения, явившиеся её причиной. Перечислю некоторые: отсутствие сигналиста, не предупредившего об опасности, или информации об опасности, неподача оповестительных сигналов, невыдача предупреждения локомотивной бригаде о работах или записи в журнале ДСП, алкогольное опьянение пострадавшего, неукомплектованность бригады, захламлённость междупутья и др. Сейчас же нередко обвиняют работника, не утруждая себя выявлением истинных причин, которые могут быть связаны и с нарушением ПТЭ.
Когда мы знаем причины, имеем статистику наиболее частых нарушений, появляется возможность адресно заниматься их профилактикой.

Беседовала
Надежда Россихина



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31