19 июля 2019 15:22

Не стой, паровоз

Локомотивы на паровой тяге обретают вторую трудовую жизнь

Паровозный парк ОАО «РЖД» должен быть сохранён, а его работоспособность восстановлена. Такое распоряжение год назад подписал президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. Корреспонденты «Гудка» выяснили, как используется историческое наследие сегодня.
На Октябрьской магистрали локомотивы на паровой тяге сегодня задействованы в маневровых работах, в ближайших планах – включить их и в грузовое движение.

Так, паровоз серии Л трудится на станции Санкт-Петербург-сортировочный-Московский. «Локомотив, в частности, доставляет кран на железнодорожном ходу к месту проведения путевых работ», – пояснил начальник Октябрьской дирекции тяги Алексей Лебедев. Ещё один ветеран серии 9П, приписанный к ремонтному локомотивному депо Санкт-Петербург-сортировочный-Московский, участвует в маневровом движении.

«Два паровоза серий СО17 и СО18 подавали пассажирские составы на Ладожский вокзал, – дополнил заместитель начальника Дирекции тяги Алексей Сидоркин. – На пассажиров это оказывает большое впечатление». Однако от этой идеи пришлось отказаться: всё же раритетная техника не соответствует современным эксплуатационным стандартам пассажирского движения, предъявляемым к тяговому подвижному составу. Дирекция тяги планирует направить эти машины для работы с грузовыми поездами.

«Соответствующую технологию уже начали разрабатывать, – уточнил Алексей Сидоркин. – Машины могли бы работать на участке Ржевка – Заневский Пост, который сейчас обслуживается тепловозами. Чтобы паровозы серии СО не разворачивать, они будут прицеплены друг к другу тендерами и смогут тянуть поезда весом порядка 3 тыс. тонн».

В парке Октябрьской дирекции тяги есть и узкоколейный паровоз серии КП4. После ремонта его планируют передать для эксплуатации на Малой Октябрьской железной дороге.

Всем любителям железнодорожной техники известен паровоз серии Ов-324, так называемая «Овечка». Ему больше ста лет (выпущен в 1905 году), и это старейший локомотив России, продолжающий трудовую деятельность. Правда, в основном его эксплуатируют киношники: в частности, он снимался в фильме «Край». А 28 октября принял участие в эстафете олимпийского огня.

Всего на Октябрьской дороге 25 паровозов, но далеко не все из них можно восстановить – возраст уже не тот. 16 машин точно годятся только на памятники. Но и девять старинных локомотивов на ходу – уже немало. На Горьковской, Западно-Сибирской, Куйбышевской, Свердловской и Юго-Восточной дорогах, к примеру, осталось по одному действующему паровозу. Каждый из них – звезда праздничных и торжественных мероприятий. Так, белгородский Л-0022 возил гостей на открытие после реконструкции станции Лев Толстой и нового пункта техобслуживания в Ртищево, теперь он готовится к поездке на станцию Жердевка, где тоже заканчивается реконструкция.

На Южно-Уральской магистрали четыре действующих паровоза, возвращённых к жизни в Троицком паровозном цехе. В День Победы они возят ветеранов из Челябинской, Курганской и Оренбургской областей. Каждый раз проводить ретропоезд собирается масса народа, и все ждут протяжного паровозного гудка – сигнала к отправлению. Почётные пассажиры рассаживаются в вагоны. Машинист с помощником – в железнодорожной форме образца послевоенных лет.

Паровозные маршруты уже вышли за пределы Южно-Уральской дороги. Бригада локомотивного депо Орск водила ретропоезд от Кинели до Самары – это был подарок ветеранам Куйбышевской дороги от южноуральцев.
«Ветераны получают от этого радость», – уверен мастер Троицкого участка ремонтного локомотивного депо Аркаим Южно-Уральской дирекции по ремонту тягового подвижного состава Константин Кондрашкин.

В поездку приглашают и детей. Маршрут начинается от музея ретротехники на станции Челябинск-Главный. Путешествие по времени тем более интересно, что сопровождается увлекательной лекцией и фотографированием с паровозной бригадой.

Впервые оказавшись на станции Шлаковая Горьковской дороги, можно подумать, что и здесь, как и на многих привокзальных площадях, стоит паровоз-памятник. Ничего подобного: он живой, вон и пар из трубы идёт. Этот локомотив построили в 1956 году в Венгрии. До 1970-х он наряду с другими паровозами тянул поезда на периферийной линии Яр – Верхнекамская. Когда пришла пора прощаться с паровой тягой, с «венгром», который тогда был самым новым, в подменном пункте локомотивного депо Лянгасово решили не расставаться. Локомотив встал возле деповского здания и с тех пор его отапливает.
«Раньше наш паровоз работал весь год – давал депо горячую воду, – рассказал машинист-инструктор Александр Коршунов. – Но сейчас появились электроводонагреватели, и паровую машину мы запускаем только осенью, с началом отопительного сезона. Тепло бывает даже в самые сильные морозы!»

К базе запаса локомотивов на станции Бурея Забайкальской магистрали приписано 14 магистральных грузовых паровозов серии Л выпуска 1945–1955 годов, рассказал «Гудку» ведущий инженер Забайкальской дирекции тяги Александр Сидоров. Все они в исправном состоянии и находятся на балансе Забайкальской дирекции тяги. Паровоз серии Л № 5110 водит ретропоезд в День Победы. Между станциями Чита-1 и Чита-2 во время празднования юбилея железных дорог России также курсировал ретропоезд: к паровозу серии Л цепляли несколько плацкартных вагонов. Кроме того, бурейские локомотивы сыграли роль в нескольких документальных фильмах.

База запаса паровозов имеется и на Красноярской дороге – на станции Вагино. По словам начальника базы Вячеслава Суворова, это стратегический объект: все машины исправны и в любой момент могут принять участие в движении. Ежегодно проводится их профилактический осмотр и необходимый ремонт. «Сейчас в Боготольском эксплуатационном депо работаем с паровозом серии Л, которому 60 лет. Проверяем тормозную систему, котёл, работу паровых машин и всех узлов», – рассказал Вячеслав Суворов.

Знаменитая «Лебедянка» есть и в депо Пенза. Локомотив исправен, прошёл капремонт и готов к работе. «Так как машина долгое время не эксплуатировалась, в депо сегодня нет расходных материалов и запасных частей. Но мы оформили заявку на поставку 11 сортов масел для различных узлов и агрегатов паровоза, а также на поставку расходных материалов – прокладок и запасных частей. Все материалы есть на заводе в Тихорецке, который занимается восстановлением паровозов и поставкой расходных материалов к ним», – рассказал Александр Кабацков, начальник эксплуатационного локомотивного депо Пенза. Отправили заявку и на обучение шести машинистов в учебный центр Московской магистрали. В первый свой рейс паровоз должен отправиться в следующем году на 9 Мая.

Но самое главное, уверен Вячеслав Суворов, это даже не обкатка паровоза, а практика для машинистов.
«Пересесть с современного локомотива на паровоз непросто. Старинная техника сложная, но интересная, требует внимания и сил», – отметил машинист эксплуатационного локомотивного депо Златоуст Валерий Лубшев, за плечами которого не одна ретропоездка.

Игнат Вьюгин



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Выбор редакции

Летний призыв